Воображаемый друг: причины, признаки, способы избавления

Содержание

Навязчивые идеи: признаки и способы избавления – Саморазвитие

Воображаемый друг: причины, признаки, способы избавления

Навязчивые мысли, которые в психиатрии называют обсессиями, являются одним из проявлений невроза навязчивых состояний, хотя в мягких формах они могут быть не связаны с этим психическим нарушением. При этом человек сам осознает болезненность своего состояния, но не может ничего с собой поделать.

В отличие от рациональных сомнений, свойственных каждому здоровому человеку, навязчивая идея не исчезает даже после того, как больной удостоверится в ее необоснованности. По содержанию такие мысли могут быть очень разнообразны и возникать вследствие пережитых психотравмирующих обстоятельств, стресса, непреодолимых сомнений и воспоминаний.

Также обсессии входят в симптомокомплекс различных заболеваний психики.

Подобно бредовому расстройству, навязчивая идея может полностью овладеть сознанием больного вопреки любым попыткам прогнать ее от себя.

Стоит подчеркнуть, что навязчивые мысли в чистом виде встречаются довольно редко, гораздо чаще они сочетаются с фобиями, компульсиями (навязчивыми действиями) и т.д.

Так как подобное психическое расстройство порождает дискомфорт и существенно осложняет жизнь практически во всех ее сферах, больной, как правило, сам начинает искать способы, как избавиться от навязчивых мыслей или сразу обращается к психотерапевту.

Предрасполагающие факторы

На снимке показаны области головного мозга, которые отвечают за внутренний монолог человека и активацию навязчивых идей и мыслей. Чем интенсивнее функционирует данная область (как на левом снимке), тем более человек склонен к внутренним переживаниям, что в итоге может развиться в обсессивно-компульсивное расстройство.

Синдром навязчивых состояний может возникнуть по самым разным причинам, хотя точное объяснение этиологии этого явления ученые пока не нашли. На сегодняшний день существует лишь несколько общих гипотез о происхождении патологического состояния.

Так, согласно биологической теории, причины навязчивых идей  кроются в физиологических или атомических особенностях головного мозга и вегетативной нервной системы. Обсессии могут возникнуть вследствие нарушения обмена нейромедиаторов, серотонина, дофамина и т.д.

Инфекционные и вирусные заболевания, прочие физические патологии, беременность могут спровоцировать усиление навязчивых состояний.

Генетическая предрасположенность также является фактором, способным спровоцировать описываемое психическое расстройство. В качестве подтверждения этой теории, можно привести проведенные исследования с однояйцевыми близнецами, которые в равной степени имели признаки заболевания.

Навязчивые мысли, согласно психологической гипотезе, являются следствием определенных личностных особенностей, которые могли сформироваться под влиянием семьи, общества и т.д.

Вероятными причинами развития данного психического расстройства может стать заниженная самооценка, стремление к постоянному самоуничижению, а также наоборот завышенное самомнение и стремление к доминированию.

Чаще всего проблемы с самооценкой имеют подсознательный характер.

В виде обсессий могут проявиться любые скрытые страхи при нехватке у человека уверенности в себе. Отсутствие четких приоритетов и целей в жизни может привести к тому, что  навязчивые мысли станут способом убежать от реальности или рассматриваться больным как оправдание своего эгоизма и безответственности.

Проявления

Непреодолимые навязчивые мысли – это основное проявление обсессий. Патологические симптомы, возникающие при таком расстройстве, можно условно поделить на несколько групп:

  • обсессии, связанные с некими негативными представлениями человека , возникающие в форме отдельных фраз или слов;
  • навязчивые образы с негативной окраской;
  • импульсы к совершению плохих поступков, сопровождающиеся чувством страха за то, что больной может поддаться им. Так, человек может испытывать желание, сказать что-то нецензурное, плюнуть в собеседника и т.д.;
  • навязчивые мысли, проявляющиеся в виде утомительных диалогов с самим собой;
  • обсессивные сомнения, которые могут касаться правильности совершенных больным поступков, сомнений, не забыл ли человек сделать что-то важное, например, выключить утюг перед уходом из дома или запереть входную дверь;
  • контрастные навязчивые идеи с ярко негативной окраской, проявляющиеся в страхе причинить физический вред себе и окружающим, либо побуждающие к этому;
  • навязчивые фобии, например, страх заразиться какой-либо инфекцией, пожимая руку другому человеку или дотрагиваясь до поручня в общественном транспорте и т.д.;
  • компульсии – навязчивые действия, часто принимающие характер ритуалов;
  • навязчивые воспоминания, которые зачастую связаны с какими- либо постыдными, неприятными моментами;
  • навязчивые сексуальные мысли, к примеру, о видах секса, которые человек не практикует.

Как правило, при обсессии у человека меняется характер – он становится тревожным, подозрительным, боязливым, неуверенным в себе. Иногда невроз навязчивых состояний сопровождается галлюцинациями. Часто обсессии становятся признаком таких патологий, как психоз или шизофрения.

У ребенка обсессия может проявиться в необоснованных страхах, а также компульсиях, таких как, сосание пальца или прикасание к волосам. Подростки при таком расстройстве способны выполнять некие бессмысленные ритуалы, например, считать ступеньки или окна зданий.

Нередко дети школьного возраста мучаются от необоснованного страха смерти, озабоченности собственной внешностью и т.д.

Важно отметить, что в виду неустойчивости детской психики, при неврозе навязчивых состояний помощь должна быть оказана своевременно, так как в противном случае возможно развитие более тяжелых и трудно устранимых психических нарушений.

Физиологические симптомы невроза навязчивых состояний включают в себя:

  • бледность или покраснение кожи лица;
  • усиленную перистальтику кишечника;
  • нарушения сердечного ритма;
  • повышенную потливость;
  • одышку;
  • головокружения;
  • полиурию;
  • тошноту;
  • обморок.

Если игнорировать проявления заболевания, возможно развитие довольно неприятных и тяжелых последствий. Так, у человека может начаться депрессия, алкогольная или наркотическая зависимость, проблемы во взаимоотношениях с членами семьи и коллегами, значительно ухудшится качество жизни в целом.

Агрессивные обсессии

Агрессивными обсессиями в психиатрии называют контрастные навязчивые мысли. У больного могут возникать патологические идеи о причинении физического вреда кому-либо, совершении насилия или даже убийства.

Так, к примеру, человек может бояться придушить собственного ребенка, вытолкнуть родственника из окна и т.д.

Навязчивые мысли о смерти и суициде также относятся к агрессивным обсессиям, так как в этом случае больной может стремиться причинить вред самому себе.

Люди, страдающие от контрастных навязчивых мыслей, испытывают сильный страх, что в один момент они могут поддаться этим импульсам. Если же агрессивные навязчивости не являются побуждением к действию, они вызывают в сознании четкие образы неких насильственных действий.

Иногда контрастные обсессии становятся настолько живыми и яркими, что больной начинает путать их с настоящими воспоминаниями.

Такие люди могут совершать разнообразные проверки, чтобы удостовериться, что ничего подобного они не совершали в реальности.

Так как расстройство, протекающее в агрессивной форме, делает больного опасным, как для себя самого, так и для окружающих, грамотное лечение становится острой необходимостью.

Терапия

Говоря о том, как бороться с навязчивыми мыслями, стоит отметить, что не тяжелые формы расстройства вполне можно скорректировать самостоятельно, приложив для этого определенные усилия. Лечение невроза навязчивых состояний в домашних условиях может включать в себя:

  • Осознание и принятие. Начать лечение следует с того, чтобы признать, что мысли, которые так настойчиво возникают в сознании, являются иррациональными и противоречат логике и интересам больного. В то же время необходимо принять это состояние, так как попытки сопротивляться ему лишь заберут жизненную энергию. Осознание и принятие проблемы – это важный шаг на пути к ее решению;
  • Общение. Суицидальные мысли и прочие навязчивые идеи гораздо чаще наблюдаются у одиноких людей, которые в силу нехватки общения чувствуют себя ненужными. Невроз навязчивых состояний может сойти на нет, если больной станет заводить новые знакомства, чаще общаться с близкими и друзьями. Если личное общение на первых порах будет даваться нелегко, можно завести интересные знакомства в интернете на различных тематических ресурсах. Верующим людям, рекомендуется посещать церковь, ведь там также можно найти требуемое внимание и поддержку;
  • Занятость. Интересное хобби, работа по дому, спорт и прочие виды деятельности, обеспечивающие постоянную занятость больного, просто не оставят времени на то, чтобы думать о плохом. Доказано, что физическая усталость вытесняет эмоциональную истощенность;
  • Создание позитивного образа. Отвлечься от навязчивых мыслей поможет представление в мельчайших подробностях какого-то счастливого события из жизни или даже вымышленного радостного эпизода. Запомнив положительные эмоции, возникающие в этот момент, больной сможет в любое время воспроизводить их, как только почувствует, что нежелательные идеи вновь одолевают его;
  • Расслабление. Любая навязчивая идея вызывает психологическое напряжение, с которым необходимо научиться справляться. В этом помогут специальные упражнения для релаксации. Чтобы выполнить самое простое из них, необходимо лечь на спину, вытянув руки и ноги, ровно дышать и попробовать сосредоточиться на положительных эмоциях, ощущая, как расслабляется каждая мышца. Десяти минут в день будет достаточно, чтобы наступило облегчение.

Лечение навязчивых идей может включать в себя и тай метод, как их записывание.

Пациентам рекомендуется фиксировать свои мысли в специально отведенной для этого тетради, чтобы выплеснуть негативную энергию.

В качестве альтернативы можно высказать собственные навязчивые мысли кому-то из близких – это позволит не просто выразить свои чувства и эмоции, но и получить необходимую психологическую поддержку.

Чтобы побороть собственные навязчивые мысли, необходимо комплексное лечение, предполагающее соблюдение вышеописанных рекомендаций и прикладывание максимум усилий для устранения проблемы. Важно осознать, что это лишь временное явление, с которым вполне можно справиться.

Если же избавиться от невроза навязчивых состояний не получается собственными силами в виду неких специфических особенностей мышления, лучше обратиться к квалифицированному психиатру или психотерапевту, который предложит эффективное лечение с помощью психотерапевтических и физиотерапевтических методик, а также медикаментозных средств.

Особую эффективность в лечении невроза навязчивых состояний показала когнитивно-поведенческая психотерапия, в частности широко применяемы метод «остановки мысли».

Также широкое распространение навязчивых мыслей получило лечение с помощью психоанализа и трансакционного анализа, включающего в себя игровые методики, позволяющие пациенту перебороть собственные обсессии еще на самом начале этапе развития психического расстройства.

Психотерапевтические сеансы могут проходить в индивидуальной и групповой форме, в зависимости от особенностей характера и психики больного. В совокупности с психотерапией хорошие результаты может принести гипноз, который применим даже в детском возрасте.

В самых тяжелых случаях навязчивые мысли лечатся с помощью психотропных медикаментозных средств, которые угнетают деятельность нервной системы пациента. Так, при хронических формах болезни может быть назначена шоковая терапия, терапия атропином и т.д.

Чтобы не допустить возникновения нежелательных, иррациональных мыслей в будущем, необходимо любые возникающие жизненные проблемы решать последовательно, а также стараться избегать стрессов и эмоционального истощения. Своевременное лечение депрессий, неврозов и прочих психических расстройств поможет не допустить возникновение синдрома навязчивых состояний.

Источник:

Навязчивые мысли – причины, проявления, как избавиться, лечение

Навязчивые мысли

06.11.2019

Пожариский И.

Навязчивые мысли в голове иногда звучат, подобно набату. С ними трудно справиться, увидеть за ними конструктивное звено, почувствовать присутствие душевной […]

Навязчивые мысли в голове иногда звучат, подобно набату. С ними трудно справиться, увидеть за ними конструктивное звено, почувствовать присутствие душевной силы.

Когда диалоги в нашем сознании не умолкают ни на минуту, становится трудно поверить в имеющиеся перспективы, действовать в соответствии с внутренними убеждениями. Чтобы справиться с этим удручающим состоянием, приходится тратить много энергии. Силы уходят на борьбу – все, без остатка.

В результате расходуется индивидуальный ресурс личности, а он не может быстро пополниться. Вот почему накрывает ощущение беспомощности.

Причины

Навязчивые мысли не появляются сами по себе. Этому предшествуют некоторые события и состояния, вызывающие душевное опустошение. С помощью нарастающей тревоги и отчаяния нервная система пытается восстановиться.

Необходимо детально разобраться в причинах происходящего, чтобы предотвратить развитие осложнений.

Источник: https://donpi.ru/prochee/navyazchivye-idei-priznaki-i-sposoby-izbavleniya.html

Явление тульпы. Опасны ли воображаемые друзья для взрослых?

Воображаемый друг: причины, признаки, способы избавления

Тульпа. Что это такое? Многие люди ни разу не слышали о тульпах, но те, кто сталкивались с этим явлением, не остаются к нему равнодушными. Одни люди весьма вдохновлены идеей тульпы, других она пугает. Ее можно создать и ею можно управлять. Вот и все, что известно рядовому обывателю.

– Нельзя поверить в невозможное!
– Просто у тебя мало опыта, — заметила Королева. – В твоем возрасте я уделяла этому полчаса каждый день! В иные дни я успевала поверить в десяток невозможностей до завтрака!

Льюис Кэрролл. «Алиса в Зазеркалье»

Понятие тульпы пришло к нам совсем недавно, в последнее десятилетие, и распространилось через всемирную сеть Интернет. У одних это явление вызывает страх и беспокойство, у других же — острое желание попробовать.

Еще больше усиливается это желание из-за многочисленных предупреждений в том же Интернете, что создавать тульпу очень опасно. Многие называют ее «управляемой шизофренией». Как ни странно, но науке мало что известно об этом явлении.

Похоже, что тульпа принадлежит исключительно всемирной сети. Действительно ли это так? Попробуем разобраться.

Воображаемые друзья для взрослых

Тульпа получила распространение на русскоязычных форумах в последние годы, начиная с 2008 г. Впервые она появилась на имиджбордах — анонимных форумах для подростков. Попросту говоря, тульпа — это воображаемый друг вроде тех, что бывают у маленьких детей. Вот только создают ее взрослые люди, специально и осознанно.

Она может принимать любую форму по желанию создателя (или хоста на языке тульповодов), характер и внешность ограничены только его фантазией. Наиболее распространены героини аниме-мультфильмов и игр. Также пользуются популярностью различные разумные зверьки и мифологические существа.

Например, создание тульп было массово распространено среди любителей мультсериала «My Little Pony».

Основной контингент любителей тульп составляют, судя по всему, одинокие подростки и молодые люди чуть постарше, которые таким образом пытаются решить проблему одиночества. И косвенно решают ее, общаясь в сообществах людей с такими же интересами.

Создатели тульп делятся друг с другом своими проблемами в создании и управлении, особенностями поведения «питомцев», опытные тульповоды помогают новичкам. Интересно, что в западном тульповодческом сообществе явление тульпы тесно связано с гендер-флюидностью.

Это значит, что создатели тульп идентифицируют себя гендерно не с мужчиной или женщиной, как привычно большинству людей, а со своим вымышленным зверьком. Трудно понять, как это, но явление существует [2].

Создание тульпы: «форсинг»

В интернете можно найти множество руководств по «тульповодству». Этот процесс называется «форсингом» или «тульпафорсингом», самым близким по смыслу определением будет «усиление». Примерно этим форсинг и является: это поиск внутри себя и развитие, усиление определенных ощущений. Создание тульпы — не такой уж сложный процесс, он включает в себя несколько этапов:

  1. Создание внешности, характера персонажа, придумывание имени, детализация мира, где тульпа обычно живет. Этот мир называется «вандер» или «вондер» от wanderland, то есть Страна Чудес или воображаемый мир.
  2. Начало общения с тульпой. Вначале общение выглядит как обмен односложными фразами и похоже на разговор с самим собой. Это монолог, к которому подключается визуализация: воображаемого друга нужно буквально воображать рядом с собой в различных местах. Говорить нужно так, будто рядом стоит пока еще невидимый собеседник и молча слушает.
  3. Отделение. Постепенно тульпа «учится» говорить самостоятельно, начинает формировать сложные предложения, высказывать собственное мнение. В какой-то момент она начинает становиться отдельным существом. Ее эмоции воспринимаются как посторонние. Они могут восприниматься физически, например, как ощущения волны тепла по телу. Такое разделение сознания удается не всем и не с первого раза, но опытные тульповоды советуют не сдаваться.
  4. Полная автономность. В конечном итоге, тульпа должна стать полностью независимым существом, с которым можно общаться, обмениваться мнениями и даже спорить.

Тульпа может поддерживать и помогать, доставлять визуальное и эстетическое удовольствие, помогать вспомнить что-то нужное, лучше осознаваться в сновидениях. В идеале — это дружелюбный помощник, с которым интереснее вместе жить. Она может мотивировать, помогать решать психологические проблемы и даже исцелять: например, избавлять от головной боли или мигрени.

Она также заменяет ежедневник, запоминая все необходимое. Некоторые даже умудряются заниматься с тульпой сексом, при этом ей отдают управление над некоторыми отдельными частями тела, например, рукой. Вот тут проходит грань опасности: став автономным существом и получив контроль над телом, тульпа может начать реализовывать собственные желания.

От управления человеком до поглощения его энергии.

В конечном итоге, тульповод оказывается на грани психического расстройства: ведь автономный внутренний голос, устойчивые галлюцинации (если они есть), ощущение постороннего управления собственным телом (деперсонализация) — это довольно грозные симптомы, наблюдаемые при многих заболеваниях, в том числе диссоциативном расстройстве личности и шизофрении.

Происхождение тульпы

Термин «тульпа» (tulpa) пришел из тибетского буддизма. Долгое время он был известен только эзотерикам, исследователям этой религии. У буддистов тульпа означает искусственно созданный образ, материальное воплощение мысли, которое можно видеть и осязать. В западный мир этот термин пришел благодаря Александре Давид-Неэль, французской исследовательнице тибетского буддизма.

Александра много лет прожила в отдаленных районах Тибета, куда прежде не забирался ни один европейский исследователь, за что была награждена в Париже золотой медалью от географического общества. В 1920-е, живя на Тибете, она часто наблюдала практику материализации тульп у буддийских монахов, а потом решила и сама попробовать. Ее опыт оказался успешным, хотя и очень трудным.

Сотворение тульпы в образе добродушного ламы заняло долгие месяцы, проведенные в медитации. Лама то появлялся, то исчезал, но постепенно Александра почувствовала, что он стал отдельным существом, и она больше не может управлять им. Он стал дерзить ей и доставлял беспокойство. Тогда Александра решила уничтожить тульпу.

Для этого пришлось пройти весь путь заново: те же долгие месяцы медитации, но уже на развоплощение созданного образа.

Нейропсихологические механизмы

Есть мнение, правда, мало чем подтвержденное, что тульпа как отдельная личность создается за счет ускорения работы мозга [5]. То есть, мозг при общении с тульпой дает ответы так быстро, что кажется, будто бы это другое существо.

Научных доказательств этому, увы, пока нет. Но известен так называемый идеомоторный эффект — когда воображаемую деятельность тела мозг воспринимает, как реальную. Также можно вспомнить и жутковатый эксперимент Либетта, проведенный в 1983 году.

Исследовался потенциал готовности мозга к совершению движений конечностями. Интересно, что этот самый потенциал готовности фиксировался приборами раньше, чем испытуемые сообщали о своей готовности совершить движение.

Как будто некто посторонний внутри мозга отдает такие приказы! Возможно, именно на этом эффекте и основано создание тульп.

В психиатрии есть понятие «синдром Карлсона». Это явление, встречающееся у маленьких детей, когда те создают себе воображаемых друзей.

Оно является вариантом нормы, имеет код по МКБ-10 F84 — общие расстройства психологического характера. Справедливости ради, и расстройством-то «Карлсона» назвать сложно.

Скорее, это механизм компенсации при дефиците общения и проявление творческой фантазии ребенка, что указывает на его нормальное психическое развитие [7].

Исследований на тему пользы или вреда тульпы в нейропсихологии и психиатрии на самом деле мало. В 2016 году были проведены исследования доктором наук Сэмюэлем Весье вместе со студентом-психологом Джейкобом Айзнером [3].

Во-первых, ими была собрана статистика по вовлеченным в тульповодство молодым людям. Выяснилось, что 75% из них — мужчины, и только 25% — женщины, 10% тульповодов заявляют о своей гендер-флюидности. Средний возраст — 19-23 года.

Во-вторых, они выяснили, что тульповодство не является причиной болезней и к тому же полезно для лечения легких степеней депрессии. Многие хосты отмечают также улучшения при тревожных и обсессивно-компульсивных расстройствах.

Единственный более-менее нежелательный эффект, который вызывает это занятие — незначительное снижение социальной активности.

Мнение эзотериков

С эзотерической точки зрения, тульпа — это искусственно созданная энергоинформационная сущность. Многие тульповоды указывают, что она питается яркими эмоциями хоста, в том числе и сексуальными ощущениями.

Соответственно, тульпа — это паразитическая сущность или лярва. Она может быть создана в служебных целях, но так или иначе питается астральной (эмоциональной) энергией создателя.

Тульпа, созданная для секса, может начать вести себя как суккуб и, например, провоцировать у создателя «мокрые сны» (поллюции).

Кроме того, неоднозначен вопрос о том, действительно ли тульпа — созданная сущность, а не призванная. Здесь мнения тульповодов расходятся, с равной вероятностью может быть и то, и другое.

Во втором случае, учитывая возможность «отдавать» тульпе определенные части тела, а то и все его на время, можно получить то, что в оккультизме называют классической одержимостью.

Для эзотериков в создании искусственных сущностей справедливо то же правило, что и для призванных, сформулированное писателем-мистиком Говардом Филлипсом Лавкрафтом: «Не создавай (не призывай) того, кого не сможешь повергнуть».

Действительно ли тульпа опасна? Казнить нельзя помиловать

На первый взгляд — безусловно, да. Ведь она может обрести собственную волю, захватить контроль над телом, а также питается энергией! Любой эзотерик скажет об опасности такого создания. На форумах тульповодов полно тем «Как уничтожить тульпу?» «Что делать, если тульпа вышла из-под контроля?».

Несмотря на распространенное мнение, что тульпа — это галлюцинация и признак болезни, психиатры не считают создание тульпы чем-то болезненным. Во-первых, сами по себе галлюцинации – еще не признак болезни. Они могут наблюдаться и при различных духовных практиках, и в измененных состояниях сознания.

Также врачи отрицают вероятность возникновения шизофрении в результате тульповодства. Шизофрения — эндогенное заболевание, которое либо возникает, либо нет, вне зависимости от создания воображаемых друзей. К тому же, выход собственной психики из-под контроля может произойти многими другими способами, безо всяких тульп [1].

Так все же, как же уничтожить тульпу? Ответ дала создательница первого в европейской истории подобного существа, Александра Давид-Неэль. Развоплотить тульпу можно способом, обратным ее созданию, в течение того же периода времени.

Теоретически можно сойти с ума в процессе создания тульпы, как считают некоторые авторы. Но причиной будет не само общение с воображаемым другом, а утомительный форсинг по 10-12 часов подряд с депривацией сна, вызывающие нервное истощение, употребление психоактивных веществ и полное отсутствие других занятий, кроме тульповодства.

Резюме: для здоровой психики тульпа не представляет серьезной опасности.

Все случаи «потери разума из-за тульп» на самом деле, если рассмотреть их подробно, окажутся длительными историями болезни с множеством других странных эпизодов, среди которых тульпа может оказаться самым безобидным.

Более того: некоторые терапевты даже считают создание тульпы прогрессивным методом психотерапевтической помощи, сравнивая ее с полезной субличностью или эпистемиологической метафорой [6].

Стоит помнить о том, что возможности человеческой психики безграничны, и какие бы иллюзии не создавал разум, у здорового человека они всегда подконтрольны волевому усилию.

Надежда Козочкина, психолог.

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна

Список использованной литературы:

  • 1. Тетюшкин М. А. «Тульпа. Галлюцинации наяву». https://www..com/watch?v=uxoKrn7Jwz0, материал сайта http://mednauka.net
  • 2. «The Internet's Newest Subculture Is All About Creating Imaginary Friends. Welcome to the wild world of tulpamancy» by Nathan Thompson, VICE, September 3 2014. https://www.vice.com/en_us/article/exmqzz/tulpamancy-internet-subculture-892
  • 3. «Varieties of Tulpa Experiences: Sentient Imaginary Friends, Embodied Joint Attention, and Hypnotic Sociality in a Wired World» by Samuel Veissière, «Somatosphere», April 3, 2015.  http://somatosphere.net/2015/04/varieties-of-tulpa-experiences-sentient-imaginary-friends-embodied-joint-attention-and-hypnotic-sociality-in-a-wired-world.html
  • 4. «Тульпа — карманная шизофрения для гиков или реальный воображаемый друг». Vvzvlad https://habr.com/post/161575
  • 5. «Автономная личность и сознание». http://khagata.tumblr.com/post/26347291331/personality-and-conciousness
  • 6. Cлава Смеловский. «Тульпа – Ваш не столь уж и воображаемый друг». http://smelovsky.com/tulpa-vash-ne-stol-uzh-i-voobrazhaemyj-drug
  • 7. «Воображаемый друг или синдром Карлсона: что делать?» https://medportal.su/sindrom-karlsona-v-psixiatrii

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + EnterНе понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!

Источник: https://PsychoSearch.ru/practice/prakticheskaya-psikhologiya/600-phenomenon-of-tulp-imaginary-friends-dangerous-for-adults

Воображаемый друг: почему дети выдумывают себе приятелей

Воображаемый друг: причины, признаки, способы избавления

Недавно мы с моим шестилетним сыном «подсели» на книги Астрид Линдгрен. Ну а какой ребенок не увлекался ее книгами? И вот когда уже и Пеппи, и Эмиль, и Рони стали почти родными, мы начали выискивать менее популярные ее произведения.

И наткнулись на интереснейший сборник сказок — «Крошка Нильс Карлсон». Помните? Каждая история самостоятельна и не связана со следующей, в ней свои герои, события, развязка.

Но уже после второй-третьей понимаешь, что кое-что общее все-таки есть.

Тема воображаемого друга.

Веселая или грустная, зачастую пугающая или смущающая родителей, но от этого не менее популярная, ведь по статистике 46 % детей в Англии придумывают себе приятелей, а в Америке — так вообще 65 %.

Почему же нашим детям не хватает Крокодила Гены, а английским — Гарри Поттера? Зачем они выдумывают своих? Давайте разбираться.

Главные причины

Чаще всего ребята «заводят» себе вымышленных друзей, просто потому что хочется пофантазировать. Мечтать, прикасаться к волшебству, сочинять свою собственную сказку.

Нормально ли это? Да! До семи лет это не просто нормально, а говорит о том, что у ребенка отлично развито воображение. Не стоит ему мешать. Однако очень важно присмотреться и понять, нет ли тут другой, более серьезной причины.

• Одиночество: ребенок не вписался в коллектив, потерял близкого друга, замкнулся в себе.

• Отсутствие впечатлений: например, ребенок заболел, да не простудой на неделю и даже не ветрянкой на три. А лежит дома или в больнице месяцами, и вокруг ничего интересного не происходит. Вот бы было классно, чтобы прилетел какой-нибудь волшебник и унес тебя с собой в тридевятое царство! Хотя бы до ужина.

В результате травмирующего события (смерть близкого, развод родителей) воображаемый друг может появиться не только у дошкольника, но даже и у подростка. Это, наверное, наиболее тяжелый случай, требующий аккуратного, но срочного вмешательства.

Следующей причиной можно назвать страх. Если в жизни ребенка страха очень много, то он может выдумать друга, чтобы преодолевать все невзгоды вместе. Ведь и нам по темному переулку идти с кем-то вдвоем намного легче. Вот и ему засыпать в темной комнате с «монстром под кроватью» страшнее одному, чем с невидимым товарищем.

И отдельно скажу о страхе наказания. В этом случае друг не от монстров тебя охраняет. Это будет посерьезнее. Опасаясь родительского гнева, ребенок валит вину за любой проступок на воображаемого приятеля. Он ему нужен для самообороны от самых близких. И это само по себе травмирует детскую психику.

Как реагировать родителям

Итак, мы разобрались в причинах появления у ребенка несуществующего друга. Что делать дальше: запрещать? подыгрывать? игнорировать? Решение будет зависеть от конкретной причины.

Если малыш просто фантазирует (а это наиболее распространенный вариант), то развивайте эти фантазии, делайте их более реалистичными: пишите вместе сказки, рисуйте несуществующего товарища, расспросите, какой он и что любит. В этом случае достаточно медленно переводить детскую фантазию из плоскости совсем невидимого в видимое.

Если ребенок не может найти друзей и заменяет их вымышленными — помогите ему выстроить отношения в реальном мире. Отдайте сына или дочку в кружок по интересам, пригласите кого-то или сами сходите в гости, отправьтесь в семейный лагерь. Даже если вы интроверт.

Когда проблема в нехватке впечатлений на серьезном больничном, сейчас есть возможность позвать в палату волонтера или даже платного аниматора, а дома самим устроить кукольный театр. Налаживайте контакт, находите время в своем сложном графике. Заменяйте невидимого приятеля собой.

Со страхами отдельная работа, и по этой теме есть много книг и статей: не замалчиваем пугающее событие, не прячем ребенка от него, а постепенно подводим знакомиться. Боится темноты — планируем ужин при свечах. Боится собак — изучаем породы и через некоторое время идем на выставку. Если ребенок не боится, то и товарищ для преодоления страха ему будет не нужен.

О страхе наказания, когда ребенку нужен нафантазированный товарищ, чтобы спихнуть ответственность за разбитую вазу, наверное, понятно и без подсказок: меняем свою родительскую позицию в этом вопросе. Меньше ругаем, выражаем свое недовольство мягче и корректнее.

В самом сложном случае — травме потери близкого или разводе родителей — обязательно ведем ребенка к психологу. И взрослому справиться с горем в одиночку трудно, а ребенку — трудно вдвойне.

Есть также общие рекомендации:

Не нужно рассказывать ребенку, что вымышленный друг — признак сумасшествия.

Лучше признавать этого друга, узнать о нем побольше. Если ребенок говорит, что товарищ будет с вами обедать и хочет поставить тарелку для него, — не взывайте к голосу разума, а просто дайте тарелку.

Но и не инициируйте сами общения с несуществующим приятелем, если речь о нем не заходит: не нужно на следующий день спрашивать, будет ли он с вами снова обедать, и ставить тарелку без запроса.

Перекладывание ответственности за проступки нужно пресекать, но мягко: твой друг насорил? Ладно, но вам с ним сейчас надо будет пропылесосить.

Когда стоит бить тревогу

Ребенку больше семи лет, а воображаемый приятель так и живет с вами.

Ребенок играет только со своим невидимым товарищем.

Игра ребенка и его несуществующего друга носит агрессивный, жестокий характер, присутствуют ссоры между ними.

Ухудшился сон, аппетит, самочувствие.

Ребенок путает реальность и фантазии и сложно переходит от одного к другому.

Но эти проявления скорее редкость, а в остальное время выдуманные друзья — это всего лишь часть детства. Каждый второй ребенок в том или ином возрасте дружит с невидимым товарищем. Давайте дадим ей право на существование!

Что почитать по теме

Детям от 3 до 7 лет:

Лиззи Стюарт «Тигр в саду». Книжка-картинка про маленькую девочку, в чьем саду живет тигр. Во всяком случае, бабушка так утверждает. А бабушке нельзя не верить. В книге не очень много текста, но она вся про чувства и эмоции ребенка.

Джим Хелмор «Снежный лев». Здесь отлично описано, как же научиться дружить с реальными ребятами и отпустить придуманных друзей.

Квентин Гребан «Как воспитать мамонта». Невероятно добрая и смешная сказка для совсем юных фантазеров.

Детям от 6 до 12 лет:

Эдвард Ван де Фенфен «Собачка, которой у Нино не было». Рассказ про мальчика восьми лет, долгую разлуку с отцом и любовь к животным. Грустная, но с хорошим финалом.

Валерия Ординарцева «Видимая-невидимая». История девочки, выбравшей себе в друзья невидимую лошадь.

Николас Шуфф «Видимые-невидимые друзья». Несколько новелл о детях и их проблемах: скандалах родителей, трагической потере матери, одиночестве и воображаемых друзьях, которые от него спасают.

Астрид Линдгрен «Крошка Нильс Карлсон». Сборник сказок об одиночестве и нехватке впечатлений.

Подросткам и взрослым можно посоветовать книгу Мэтью Грина «Воспоминания воображаемого друга» — единственное произведение, написанное от лица самого несуществующего товарища, который надолго остался в жизни реального ребенка и помогает ему справляться с его несчастьем.

Источник: https://www.matrony.ru/voobrazhaemyiy-drug-pochemu-deti-vyidumyivayut-sebe-priyateley/

Воображаемые друзья у ребенка: стоит ли беспокоиться родителям?

Воображаемый друг: причины, признаки, способы избавления

» Дети до 3-х лет » Психология детского возраста

Поздравляем, у вашего малыша появился хороший приятель. Одно плохо – никто, кроме самого ребенка, его не слышит и не видит. Он существует только в детском воображении.

Как вести себя мамам и папам в подобной ситуации? Скажем сразу, бить тревогу и паниковать точно не следует, поскольку в большинстве случаев воображаемые друзья в детском возрасте – это абсолютно естественное явление, которое вскоре пройдет само собой. Сегодня мы расскажем, откуда берутся вымышленные приятели и что с этим делать.

Зачастую возникновение воображаемых приятелей застает взрослых врасплох. В нашем обществе невидимых друзей принято считать явным поводом для беспокойства и чуть ли не симптомом психического заболевания. Все потому, что мы смотрим на детский мир с взрослой точки зрения.

Однако воображаемый друг в дошкольном детстве и в зрелости – совершенно разные вещи.

Придуманные друзья, появляющиеся обычно у трех-четырехлетних детей, свидетельствуют не об отклонениях в психике, а, наоборот, о нормальном психологическом развитии.

Именно с трех до пяти лет у малышей бурно развивается воображение, благодаря чему они начинают играть в сюжетно-ролевые игры и активно фантазировать. И часто партнером по таким развлечениям становится воображаемый друг.

Воображаемые друзья: кто они?

Мы уже говорили, что маленькие дети существуют в своем собственном чудесном мире, в котором на крыше живет Карлсон, растворяется в воздухе Чеширский кот, а обычная рукавица способна превратиться в лохматого щенка.

Воображаемый друг появляется у малышей, начиная с трех лет, и может принимать самые разные формы: мягкой игрушки или куклы, бесстрашного супергероя, мальчика Пети или девочки Кати.

Невидимый товарищ не обязательно должен быть человеком – почти у половины деток он «выглядит», как забавный зверек. «Внешность», способности и привычки выдуманных приятелей зависят только от выдумки ребенка.

Не торопитесь на прием к психологу, если в жизни вашего чада появился такой друг.

Во-первых, в живой детской фантазии нет ничего ужасного. А во-вторых, воображаемый приятель может послужить замечательным диагностическим материалом. Особенности общения с невидимым товарищем отражает как детские проблемы, так и семейные неурядицы.

Причины появления воображаемых друзей

Самое главное, о чем предупреждают специалисты, – не стоит запрещать детям проводить время с вымышленными приятелями, иначе они начнут встречаться с ними тайком.

Правильнее будет узнать причину подобного явления (помимо бурной фантазии) и помочь малышу, если имеется какая-либо проблема. Что же приводит к возникновению воображаемых товарищей?

  1. Одиночество. Вероятность возникновения выдуманного приятеля резко возрастает, если ваше чадо является единственным ребенком. В этом случае специалисты говорят о компенсации недостатка общения, особенно если у малыша нет приятелей его возраста.
  2. Подражание. Если вы внимательно прислушаетесь, как общается ваш карапуз с невидимым товарищем, то узнаете свои слова или фразы воспитателя в садике. Дело в том, что все дети стремятся подражать взрослым, хотят казаться старше и влиять на кого-то. Повода для тревоги нет, если кроха ведет себя спокойно и не проявляет агрессии.
  3. Стремление к первенству. Если у ребенка есть старший брат, сестра или властные приятели, которые любят командовать, он может выдумать друга, чтобы брать на себя инициативу в играх, всегда в них побеждать. То есть воображаемый персонаж нужен малышу, чтобы почувствовать себя победителем.
  4. Страхи. Иногда дошкольники ищут и находят у своих выдуманных товарищей поддержку, поскольку вдвоем не так страшно переживать пугающие моменты, как одному. Вероятность появления такого друга увеличивается, если ребенок стесняется рассказать о своих страхах или родители отмахиваются от него, считая детские тревоги несерьезными.
  5. Боязнь наказания. Взрослым следует задумываться, если малыш, ломая игрушки или устраивая беспорядок, начинает утверждать, что виновен не он, а невидимый мальчик Петя. Вполне возможно, что вы чересчур часто ругаете или наказываете свое чадо по поводу и без.

Как общаться с воображаемыми друзьями детей?

Зачастую родители, узнав о существовании у ребенка невидимого приятеля, не знают, как себя с ним вести. Нужно ли игнорировать его или, наоборот, вступить в игру и общаться, как с реально существующим?

Предлагаем несколько полезных рекомендаций, которые помогут вам взаимодействовать с воображаемым другом малыша.

  1. Не говорите ребенку, что иметь вымышленных приятелей – признак сумасшествия, иначе он поверит, что с ним не все в порядке. Хотя ничего неправильного и тем более страшного с ним не происходит. Также не игнорируйте возникновение нового Карлсона, иначе малыш может замкнуться в себе.
  2. Не подавляйте детскую фантазию, а, напротив, интересуйтесь, не станет ли возражать девочка Катя, если вы отодвинете стул, мешающий вам пройти в комнату. Не сопротивляйтесь, если малыш попросит поставить тарелку воображаемому другу или расстелить ему кровать. Включитесь в игру и потренируйте собственное воображение.
  3. В то же время не выступайте инициатором взаимодействия с невидимым приятелем ребенка. Не спрашивайте у своего чада, пойдет ли его друг Петя с вами в магазин. Подождите, пока сам малыш вспомнит о нем и предложит вам подключиться к игре.
  4. Не следует разрешать детям перекладывать ответственность за свои проступки на воображаемых друзей. Дошкольники по-прежнему должны отвечать за недостойное поведение, а ваша задача – напоминать о последствиях. Малыш обвиняет в разбросанных игрушках прилетевшего Карлсона? Попросите навести порядок в комнате вместе с ним.
  5. Если причина подобного явления – одиночество, постарайтесь проводить с ребенком больше времени. Чтобы выдуманный друг не заменил реальных приятелей и родителей, развлекайтесь вместе: надевайте костюмы супергероев, играйте в кукольный театр, читайте вслух и по ролям приключенческие книжки.
  6. Иллюзорные товарищи придут вам на помощь, если вы захотите узнать, что чувствует ваше чадо на самом деле. Если невидимый друг пугается темноты, вероятно, именно ребенок испытывает эту боязнь. Впрочем, чаще всего малыши придумывают таких приятелей, чтобы веселиться.

Таким образом, возникновение выдуманных приятелей у деток до шести лет можно считать совершенно нормальным явлением.

Но иногда воображаемый друг появляется у детей постарше. В этом случае всплеск воображения работает в качестве защитного механизма.

Своеобразным пуском, способствующим появлению друга-невидимки, может стать любое травмирующее событие: переезд на новое место жительства, смерть домашнего любимца или близкого человека, развод родителей.

Возможно, вам понадобится помощь специалиста, однако его совет будет однозначен – уделять больше внимания ребенку или записать его в художественную студию.

Наличие воображаемых друзей у малыша является признаком нормального развития. Зачастую они помогают детям справляться с тревожащими переменами и помогают приобрести социальные навыки. Поэтому относитесь к ним как к естественному этапу взросления вашего чада.

Источник: https://mapapama.ru/children/psychology_baby/voobrazhaemye-druzya-u-rebenka

Как избавиться от воображаемого друга

Воображаемый друг: причины, признаки, способы избавления

Заметив, что их ребенок довольно часто ведет разговоры с самим собой, родители задаются вопросом – а нормально ли это? Бесспорно, разговор маленького ребенка с самим собой выглядит несколько странно, но это вполне естественный процесс. Данное поведение свойственно практически всем детям в возрасте от 4 и до 8 лет. Психологи такой разговор называют «личной речью». Личная речь развивает мышление и самодисциплину у ребенка.

Личная речь у детей: 3 стадии развития

Принято различать 3 стадии развития личной речи:

  1. На первой стадии ребенок комментирует завершенный процесс своих действий. Например: «я построил домик» или «я нарисовал паровозик».
  2. На второй стадии малыш уже размышляет о дальнейших действиях. Например: «я построил домик, а сейчас рядом поставлю гараж».
  3. На третьем этапе малыш начинает составлять план своих действий. Например: «сейчас возьму лист бумаги, карандаши, нарисую красивые цветы и подарю их маме» — личная речь ребенка предшествует его действиям.

Итак, если ребенок высказывает свои мысли вслух, родителям не стоит проявлять беспокойства, так как это говорит о его нормальном развитии. Как правило, после 8 лет личная речь постепенно переходит во внутреннюю и родители уже вряд ли смогут «подслушать», что замышляет их сорванец.

Дети могут разговаривать сами с собой по следующим причинам:

  • Им нравится слышать собственный голос, свою речь. Ведь так общаются взрослые, а дети обожают копировать их поведение.
  • Малышу не хватает вашего внимания, а ему так хочется с кем-то поболтать. Вот и приходится говорить с «умным человеком».
  • Ребенок ведет беседу с вымышленным героем во время игры.
  • Ребенок растет в семье один, у него нет братьев или сестер, а со сверстниками он не находит общий язык.
  • У малыша еще полностью не сформировалась внутренняя речь. Как правило, на четвертом году жизни у детей появляется «шепотная речь» и только около пяти-восьми лет они начинают говорить «про себя». Внутренняя речь – это когда ваш малыш начинает думать словами беззвучно.

Ребенок 5-14 лет разговаривает сам с собой: нормы и отклонения

Ребенку 5-7 лет

Если ребенок в этом возрасте разговаривает сам с собой, в этом нет ничего противоестественного. Скорее всего, у него богатое воображение и он творческая натура. Как мы уже писали, у детей должна развиться внутренняя речь. У одних она развивается до пяти лет, у других немного позже.

Возможно, ребенок, разговаривая сам с собой, компенсирует недостаток общения с окружающими его людьми. В этом случае родители должны больше общаться с ребенком, рассказывать ему, как прошел их день, интересоваться, чем занимался он. Задавая вопросы, взрослые смогут научить ребенка вести диалог.

Довольно часто дети в этом возрасте не могут наладить контакт со значимыми для них людьми, возможно, с ребенком не дружат в детском саду. Родители его не слушают, они заняты своими делами и им не до историй маленького фантазера.

Поняв это, ребенок реального взрослого заменяет вымышленным и активно контактирует с ним. Вымышленный собеседник не перебивает малыша и не игнорирует его рассказы. В некоторых случаях, чтобы откорректировать данную ситуацию, родителям не помешает обратиться за помощью к детскому психологу.

Хотя, как правило, чуть больше внимания, и проблема разрешится сама собой.

Другое дело, если ребенок постоянно слышит голоса, которые не только разговаривают с ним, но и пытаются руководить его действиями и поступками. В этом случае, родители должны срочно обратиться за помощью к психиатру.

Ребенку 7-9 лет

К 7-9 годам «личная речь» отходит на второй план и передает власть «внутренней». Ребенок учится внутреннему самоконтролю и начинает пытаться заниматься самоанализом. Психологи отмечают, что в многодетных семьях дети значительно реже разговаривают сами с собой. У них и так всегда найдется внимательный слушатель и собеседник. Детей в семье много и поболтать есть с кем.

Труднее в этом плане детишкам, у которых нет братьев и сестер. И в этом случае все зависит от того, насколько у него сложатся отношения с одноклассниками, сверстниками во дворе.

Начало обучения в школе процесс психологически сложный, далеко не каждый ребенок подготовлен к такой резкой смене обстановки. Много новых впечатлений, волнений, переживаний. Естественно у ребенка возникает желание с кем-то поделиться, рассказать о произошедших событиях.

Если рядом никого не обнаруживается, он озвучивает свои мысли вслух – себе самому.  Поэтому психологи советуют родителям обязательно беседовать с детьми этого возраста, расспрашивать о школьных делах, о друзьях, учителях. Ребенок должен выговориться.

Скоро он привыкнет к новому этапу в своей жизни, приобретет друзей, и ваша помощь ему больше не понадобится.

Если ребенок 7-9 лет беспокойно спит, разговаривает во сне, плачет, днем постоянно беседует сам с собой, родители должны обратиться за помощью к школьному психологу.

Ребенку 10-15 лет

Мысли вслух в этом возрасте довольно распространенное явление. Так называемый, «подростковый возраст» оказывает свое влияние. Это, действительно, очень сложный период в жизни ребенка. У подростка масса проблем, над которыми позже он возможно и сам будет смеяться. Но это будет потом.

А пока: неразделенная первая любовь, сложные взаимоотношения со сверстниками или учителями, недопонимание родителей, поиск себя и своего места в этом мире, первые разочарования и т.д.

Чаще всего, разговоры вслух с самим собой ведут дети с узким кругом общения, замкнутые и не коммуникабельные. Выход здесь один – попытаться стать другом своему ребенку. Вместе с ним размышлять, спорить, обсуждать любые ситуации.

Можно уговорить ребенка записаться в спортивную секцию или театральный кружок, в художественную студию или бассейн. Главное, чтобы он смог найти близких себе по духу людей.

Мы рассмотрели лишь примеры, которые входят в пределы нормы. Однако если разговоры вслух сопровождаются галлюцинациями, истериками, психозами, желанием спрятаться от всех – ребенка срочно необходимо показать специалисту. В данном случае – психотерапевту.

Ребенок разговаривает с воображаемым другом: что это значит и когда нужна помощь специалиста?

Как правило, воображаемые друзья появляются у эмоциональных детей с бурной фантазией. Как правило, психологи связывают появление такого персонажа с нехваткой реальных друзей. Ребенку явно не хватает общения со сверстниками, родителями.

  • В качестве воображаемого друга может выступать игрушка (мишка, кукла и т.д.) или выдуманное существо. С таким другом он разговаривает, играет, спорит и даже наказывает его.
  • Грубое отношение к вымышленному существу должно насторожить родителей, ведь ребенок копирует поведение взрослых. А это значит, что в семье не все в порядке.
  • Иногда наоборот, малыш ищет в воображаемом друге защиту и просит у него помощи. В этой ситуации родители должны срочно принять меры и выяснить, что или кто пугает ребенка и немедленно устранить причину тревоги.
  • Если ребенок не хочет делиться своими страхами с родителями, его нужно отвести на консультацию к специалисту.

Источник: https://yazdorov.win/malyshi/kak-izbavitsya-ot-voobrazhaemogo-druga.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.