Советы психолога: ребенок ворует и врет

Содержание

Ребенок ворует деньги у родителей: советы психолога, что делать, почему подросток врет и крадет в магазине, как отучить обманывать, меры профилактики

Советы психолога: ребенок ворует и врет

› Психология ›

Ситуация, когда ребенок ворует у родителей деньги, относится к широко распространенным. У большинства детей есть подобный опыт, но это не означает, что такое поведение считается нормальным.

Воровство — это порок, а красть у своих — это проявлять к ним неуважение и заставить сомневаться в собственном чаде.

Если вовремя пресечь развивающуюся привычку проверять карманы близких, то проблемы в дальнейшем можно будет избежать.

Почему дети воруют?

Психологический аспект: почему дети воруют у родителей деньги? Причин много и большинство из них с точки зрения детского самосознания вполне оправданы:

  1. Ребенок способен украсть из добрых побуждений. Он хочет сделать подарок близкому человеку или другу, а возможностей совершить покупку самостоятельно у него нет. Желание порадовать близких пересиливает понимание совершить нехороший поступок. В детском возрасте моральные устои слабые, а желания довольно сильные.
  2. Когда возникает непреодолимое желание что-то получить и с ним невозможно бороться. Хочется шоколадку — положил ее в карман, нужна игрушка, потихоньку спрятал под свитер и так далее. Малыш может купить нужную (казалось бы) ему вещь, если он заранее продумал ситуацию и взял деньги у родителей «взаймы». Когда ребенок ворует в магазине, советы психолога объясняют такое поведение невозможностью контроля свои желания. Понимание неправильного поведения уже есть, а контроль за ним отсутствует. Он формируется полностью к 20-ти годам, тогда и возникают серьезные проблемы с подростками.
  3. Желание получить знаковую вещь. Это может быть то, что есть у сверстников, играющих не последнюю роль в детском коллективе. Например, айфон или наушники, стильная одежда. Обычно так поступают подростки, у которых самооценка занижена. Он не понимает, что новая вещь не даст ему никаких преимуществ. Ребенок считает, что если у него в карманах «водятся» деньги, то это повышает его авторитет. Вокруг него собирается группа ребят, которые готовы воспользоваться возможностью получить наличные. Но нужно понимать, что это не друзья, а авторитет не покупается, а зарабатывается соответствующим поведением.
  4. Возможность привлечь внимание к собственной персоне. При отсутствии внимания и понимания родителей и близких чадо может попытаться вернуть их расположение столь неблаговидным методом. Ему неважно, что реакции на поступок будет отрицательной. Главное, чтобы она была. Родителям достаточно пересмотреть свое отношение и побеседовать с дочкой или сыном, чтобы изменить ситуацию. Ребенок пошел на этот шаг, чтобы привлечь внимание. Кража может быть разовой, если положение в семье изменится.
  5. Отсутствие понимания ценности денег и той роли, которую они выполняют. Дети не всегда знают, какой ценой и с какими усилиями зарабатываются деньги и разговоры тут не помогут. Нужно ограничить траты дочери или сына или предложить им подработать в свободное время, чтобы они затратили усилия и пришло осознание, что деньги «не сыплются с неба».
  6. Подражание друзьям. В компании сверстников ребенку хочется выглядеть «на высоте» и он подчиняется законам стаи. Если воруют остальные, то почему не попробовать и мне? Его поведение основывается на постулатах:
  • так поступают мои друзья, которых я уважаю;
  • я знаю, что ответственность за совершенное поделят между мной и остальными;
  • я смелый и друзья не ошибаются в моей преданности.

Кража иногда используется как вариант мести. Чтобы наказать сверстника, который нанес серьезную обиду, его нужно лишить его ценной вещи, которой он особенно дорожит.

Важно: Негативные отношения в семье вполне способны спровоцировать кражу. Доброжелательная атмосфера, отсутствие криков, забота и внимание создают спокойную обстановку. Ребенок чувствует себя защищенным, любимым, нужным и возможность плохого поступка сводится к минимуму.

Что делать, если ребенок ворует деньги у родителей: совет психолога

Кража бывает совершена единожды, так как ребенок боится потерять любовь и уважение родителей, не хочет слушать бесконечные длинные «проповеди», ему страшно последующее за поступком наказание, не хочет лишиться праздничного подарка и так далее. Но если одна, вторая кража прошли «на ура» и за воровством не последовало наказание, то остановить маленького воришку будет сложно.

Важно знать, не что делать, если обнаружена пропажа, а чего предпринимать категорически нельзя:

  • не действовать угрозами, рассказывая о полиции и тюрьме. Маленький человек понимает, что он поступил нехорошо, но не настолько, чтобы последовало столь страшное наказание;
  • не навешивать ярлыков, который звучит как приговор на всю жизнь: «ты вор» или «ты мошенник», «это не мой сын» и прочее. Несмотря на плохой поступок, родители должны понять его мотивы и встать на сторону ребенка, прежде чем ставить клеймо;
  • не сравнивать его с отрицательными героями или сложными подростками. Чадо чувствует себя плохим и продолжает совершать подобные действия. Ведь если у него такие проблемы, то лучше ему уже не стать. Другой момент – ребенок снова совершает подобный поступок, но уже более изобретательно, чтобы не попасться;
  • не обвинять воришку при свидетелях, будь то школьный друг, учитель, родственник. Это унизительно и приводит к формированию определенного мнения о данной личности впоследствии. Такое поведение вызывает стрессовые ситуации и только понижает самооценку;
  • не вспоминать постоянно старые, оставшиеся в прошлом «подвиги». Ребенок уже прожил и пережил сложившую ситуацию, а ему напоминают о ней вновь, заставляя думать, что он плохой и подталкивая на следующий отрицательный шаг.

Обратить внимание: Реакция взрослых и детей на цену украденного сильно отличается. Взрослый отмахнется от украденной конфетки и придет в негодование, если пропал телефон. Для ребенка не имеет значения стоимость украденного, а ценность с его точки зрения конкретной вещи.

Советы психолога, когда ребенок ворует деньги у родителей и воспитательные меры перестают действовать, важны и полезны. Но их нужно не просто выслушать, а применять на практике. И если ситуация зашла в тупик, то в таких вопросах поможет психолог. Например, психолог-гипнолог Никита Валерьевич Батурин, который проконсультирует по решению подобной проблемы.

Воровство детей из бедных и богатых семей: есть разница?

Как ни парадоксально, но в богатых семьях дети воруют чаще и больше. Поскольку проблема денег здесь не стоит остро, родители не объясняют чаду, что воровство не относится к положительным чертам в поведении.

И ребенок без угрызений совести берет деньги у гостей, прислуги, родственников. Никто продолжительное время не обвиняет и не подозревает, что купюры пропадают по вине собственных детей. Дочь или сын чувствуют себя в безопасности. Они уверены в родительской любви и благосклонности, обилие денег и собственная безнаказанность со временем превращается в порок.

Что делать, если ворует ребенок из богатой семьи? Советы психолога исходят из диагноза нервного расстройства по причине отсутствия внимания, клептомании или непонимании ценности денежных купюр.

Дети из бедных семей наблюдают, как бережно родители распределяют и тратят заработанные деньги, как считают «каждую копейку» и обычно не воруют у родителей. Риск разоблачения слишком высок, после которого последуют карательные меры. К тому же ребенок начинает быстро осознавать важность денежных знаков.

Ребенку из необеспеченной семьи гораздо проще украсть пачку чипсов, шоколадку или печенье в супермаркете. С их точки зрения, это не так опасно, чем воровать у близких. И если воришка продолжительное время не попадается «за руку», то кражи будут повторяться неоднократно. Если его разоблачили, то стресс и шок окажут свое воздействие и проступок может стать единичным и не возникнуть повторно.

Независимо от социального статуса, дети могут воровать и дома, и в школе. Это связано с несколькими причинами:

  • сильное желание обладать чужой вещью, хотя присутствуют угрызения совести;
  • материальная необеспеченность ли психологическая неудовлетворенность;
  • несформированное понятие нравственности и силы воли.

Важно: Кражу может совершить ребенок любого возраста, если мотив для подобного действия сильный. Это временная слабость, после которой мучают угрызения совести. Украденная вещь «жжет руки» и воришка обычно старается от нее избавиться.

Советы психолога: что делать, если ребенок ворует и врет?

Если малыш постоянно врет, то о понимании между разными поколениями речи быть не может. Это признак боязни быть наказанным или страх потери родительской любви, отсутствие внимания взрослых, развитое воображение.

Советы психолога, как отучить ребенка воровать деньги, не приносят пользу, если их просто выслушать. Спасти положение помогут следующие действия:

  • попытайтесь стать не врагом, а союзником своему ребенку, помогите ему разобраться в сложившейся ситуации;
  • не нужен тотальный контроль, который заставить кроху еще больше лгать, чтобы выйти из-под родительского гнета;
  • научите видеть разницу между реальностью и вымыслом: ребенок должен понимать, где заканчивается фантазия и начинается реальность;
  • хорошо влияет личный пример, когда родитель не обманывает и не дает пустых обещаний;
  • постарайтесь не давить на подростка и ограничить его жизнь узкими рамками, он должен иметь кредит доверия, чтобы чувствовать независимость.

Воровство и ложь часто идут «рука об руку». Это итог похожих проблем в семье или между сверстниками и сигнал для родителей, которые не должны закрывать глаза на сложившуюся ситуацию.

Важно: Ребенка нельзя наказывать за правду. Ему не так сложно назвать вещи своими именами и раскаяться в своих действиях. Важны поддержка и понимание, уверенность, что его не бросят в сложной ситуации, чтобы у него не возникло чувство незащищенности.

Что делать, если подросток ворует деньги у родителей? Психологи советуют подойти к решению этой проблемы еще до ее наступления, стараясь предотвратить негативные поступки. Именно в подростковом возрасте с воровством родители сталкиваются наиболее часто.

Это период, когда организм меняется на психическом и физиологическом уровне. Кроме того, подросток сильно подвержен влиянию сверстников. Уговоры и «нотации» в этом возрасте не актуальны, подросток не реагирует на них.

Родителям желательно заранее выстроить доверительные отношения с дочерью или сыном, узнать их круг общения, приглашать друзей домой и поддерживать в любых ситуациях, но при этом объясняя «что такое хорошо и что такое плохо». Это позволить в будущем настроится на общую волну и научится понимать и принимать ребенка.

Как предотвратить воровство денег подростка у родителей: советы психолога

Любую проблему легче предотвратить, чем потом решать. На какие моменты стоит обратить внимание, чтобы в последующем не плакать горькими слезами? Психологи советуют:

  • строить общение на доверии и воспитывать на личных примерах, делиться собственным опытом;
  • постараться определить склонности малыша и подобрать ему хобби, которое увлечет и займет значительную часть времени;
  • доверять ему домашние дела и определить круг ежедневных обязанностей: например, поливать цветы, ухаживать за домашними питомцами, ходить за продуктами;
  • научить уважительно относится к окружающим и их чувствам, чтобы маленький человек понимал, что неосторожным поступком способен причинить боль другому;
  • чадо должно понимать, что в семье у каждого есть личные и любимые вещи и четко отличать «мое-чужое»;
  • продумать место, где будут храниться деньги, чтобы они не лежали на видном месте, провоцируя кражу;
  • при желании ребенка купить ему вещь, которая действительно является необходимой и давать средства на небольшие расходы, чтобы определять ценность своих покупок.

Предложенные меры не всегда предотвращают кражи, но значительно снижают риск их возникновения. Если же проблема воровства «не обошла стороной» семью и ребенок начал воровать у домашних и посторонних людей, у сверстников, в магазинах, то нужна помощь специалиста, иначе последствия могут оказаться крайне печальными.

Психологи советуют, что если подросток ворует и врет, то необходимо найти контакт со своим ребенком, что является сложным моментом, выяснить исходный момент, чего не хватает подростку и что спровоцировало ступить «на скользкий путь».

Если подросшее дитя раскаивается, то родители найдут варианты и решить вопрос с минимальными потерями. Не нужно упрекать и наказывать, нужно отработать «пути отступления». Например, вернуть украденное или частично возместить нанесенный ущерб. Если стыдно, то достаточно положить сворованную вещь на место, где ее найдет хозяин.

Но игнорировать кражу, даже совершенную единожды, нельзя. Возможно, этот поступок не повторится, но чаще ситуация безнаказанности приводит к систематическому воровству. Ее сложно предугадать и остановить, трудно бороться, но изменить положение можно. Главное, найти подход к своему ребенку.

Ребенок ворует деньги у родителей: советы психолога, что делать? Ссылка на основную публикацию

Источник: https://ProPanika.ru/psihologiya/rebenok-voruet-dengi-u-roditelej-sovety-psihologa-chto-delat/

Ребёнок ворует деньги и врёт, что делать с нарушителем 10 лет? | ОТНОШЕНИЙ.НЕТ

Советы психолога: ребенок ворует и врет

Иногда некоторым родителям приходится задаваться вопросом: «Что делать, если ребёнок украл деньги у родителей дома или систематически ворует их и при этом врёт? Что делать, если ребёнок начал воровать? Что делать, если детское воровство не прекращается?». Для начала успокойтесь. Грамотное выстраивание отношений с ребёнком обязательно приведёт к положительному результату. А для начала следует разобраться, почему дети воруют и как с этим бороться.

Причины детского воровства

Почему дети воруют деньги у родителей – на этот вопрос ответит наука психология. Причин на самом деле очень много. И все они связаны с неустойчивой детской психикой, особенностями семейного воспитания, личностного развития ребёнка. И варианты решения проблемы зависят от того, что делать в случаях если:

  • ребёнок только начал воровать – совершил это впервые;
  • делает это систематически – несмотря на наказания.

Причины детского воровства:

  1. Ребёнком движет стремление во что бы то ни стало заполучить желаемое. Здесь, конечно, надо очень серьёзно подумать: это просчёты вашего воспитания или желания ребёнка надо всё-таки учесть? Если кто-то из родителей не может такого понять и легкомысленно полагает, что хотеть – не значит сейчас и сразу, и вообще подросток не имеет права подобное себе позволять, подумайте, прежде чем жестоко наказывать, ведь это произошло впервые! Представьте себя на месте ребёнка. Допустим, вы чего-то очень страстно желаете. Вы сразу сосредотачиваете на этом все силы, бросаетесь зарабатывать деньги, чтобы удовлетворить свою потребность или желание, ищете пути достижения цели. Теперь – ребёнок. Вы сразу отказали ему, может быть, даже попытались объяснить причину и забыли об этом. А желание разгорается с новой силой, и он идёт на воровство. В таком случае подумайте, может, стоит удовлетворять такие желания детей? Разумеется, не потворствуя им в этом постоянно. Или надо разговаривать с ними, объясняя, почему не все желания исполнимы, приводя примеры из жизни. Но главное, помните: пример для него – вы. Если ребёнок видит, что свои желания вы удовлетворяете сразу (захотели – приобрели), вряд ли он послушает вас и ваши доводы. А поскольку он не располагает ресурсами взрослого человека (деньгами, другими возможностями), то, не в состоянии сдержать своих эмоций, пошёл на воровство. Если же речь идёт о повторном случае кражи, то это уже касается воспитания.
  2. Если ребёнок ворует, им может двигать желание привлечения внимания, например, заполнить эмоциональную пустоту – что свойственно детям в возрасте до 10 лет. Здесь маленький человек отлично знает, что это плохо и непременно наказуемо, но идёт на этот поступок, потому что таким образом он может обратить внимание взрослых на себя. Подобное поведение должно сказать вам о том, что ребёнку недостаёт эмоциональной теплоты родителей, заботы, разговоров с вами. Посмотрите на себя: достаточно ли внимания вы уделяете детям?
  3. Причиной воровства является, конечно, и отсутствие должного воспитания. Это происходит иногда непреднамеренно и не замечается некоторыми родителями. Ребёнок один раз взял тётину сумку поиграть, хотя она просила не трогать, – его никто не остановил. В другой раз он без спроса садится в дядину машину. В третий раз девочка, никого не спросив, берёт мамины украшения. А потом ребёнок привыкает, что можно брать чужие вещи, – за это не наказывают и ничего плохого в этом нет. А так нельзя. У каждого есть личные вещи, и, для того чтобы ими воспользоваться, надо обязательно спросить владельца.
  4. Обида на взрослого, вылившаяся в своеобразную месть, также может стать причиной воровства. Это происходит по разным причинам. Например, может быть и так: вы взяли у ребёнка что-то без спроса (возможно, он уже понимает, что и у него есть личные вещи), и он в отместку крадёт что-то у вас. Или вы его сильно обидели, а он не знает, что сделать в ответ. Понятно, что и здесь не всё однозначно. И причины такого поведения не совсем ясны. Но это уже другая история.
  5. Бывают и кражи ради развлечения как подражание поступкам друзей или тех, кто в авторитете. Обычно такое воровство происходит в магазинах, супермаркетах. В этом случае надо позаботиться об окружении ребёнка, понять, почему он легко идёт на нарушение норм ради желания быть «в стае». Надо научить его говорить «нет», действовать самостоятельно в любой ситуации, ни в коем случае не идя на поводу ни у кого, кроме собственных ценностей и норм.

Мифы!

  1. Считается, что чаще воруют дети из неблагополучных, финансово не защищённых семей. Однако это не так. Если родители или другие близкие люди в детстве смогли дать ребёнку чёткие моральные установки, вероятность того, что он их нарушит, крайне низкая.
  2. Ещё полагают, что если ребёнок привык получать всё по первому требованию, то он способен на воровство в случае отказа. Однако здесь также всё зависит от воспитания и атмосферы в семье.

Помните, что почти все проблемы, связанные с поведением ребёнка, берут начало в ваших семейных взаимоотношениях. Если ребёнку уделяют внимание, он всегда может довериться родителям, а в его семье царит атмосфера эмоционального благополучия, он вряд ли совершит правонарушение или пойдёт на поводу у авторитета. У него тогда нет сильнее авторитета, чем его папа или мама.

Обратите внимание, ребёнок 10 лет ещё не знает цену вещам вообще. Поэтому стоит помнить вот о чём. Иногда ребёнок берёт без спросу какую-либо вещь, например, жевательную резинку из вашего кармана, вашу рубашку (и портит её случайно).

Вы считаете это не проступком (жвачку) или досадным недоразумением (рубашка) и не наказываете его, ничего не говорите, в лучшем случае отмахиваетесь, и воспитательный момент напрочь отсутствует. А потом ребёнок берёт ваш планшет без спроса, выносит его на улицу и случайно разбивает.

Вот тут-то начинается искреннее негодование и меры воспитания. «Как ты посмел без спроса взять чужое! Ты на него ещё не заработал! Ты просто украл вещь и испортил её!» – это те слова, которые, как вы полагаете, справедливо высказываете ему.

А корни такого «преступления» там, в тех моментах, когда вы легкомысленно отвернулись от того, что он «проверял» ваши карманы и надевал без спроса вашу одежду. Для него ценность планшета не ясна, и он не понимает разницы между ноутбуком и рубашкой, маминой сумкой за 30 тысяч рублей и помадой.

Давайте ребёнку хотя бы какие-то карманные деньги, чтобы он имел возможность сам что-то покупать. Дело здесь не в том, чтобы предотвратить воровство, а том, чтобы он начал понимать ценность приобретаемых вещей.

Что делать: практические советы

Что делать, если ребёнок 10 лет ворует деньги и врёт? Для начала надо разобраться в причинах досконально. При этом обязательно в спокойных разговорах с ребёнком, а не кричать или ещё хуже – бить, ничего не выяснив.

Помните о том, что за один разговор и прямо здесь решить проблему не удастся. Это важный воспитательный урок, который ребёнок должен извлечь из сложившейся ситуации. Поэтому приготовьтесь к длительным мерам, научитесь сохранять спокойствие.

Советы психологов, что делать, если ребёнок/подросток врёт, ворует деньги у родителей и не только:

  1. Выяснить причину, не переходя к агрессии. Поймите сразу: жестокое и злобное поведение родителей может только навредить. Ребёнок сразу замкнётся и перестанет вообще с вами разговаривать. Кроме того, если причиной воровства стали как раз ваши внутренние отношения, вы тем самым сделаете их ещё хуже. Если причина в друзьях, вообще будьте крайне осторожны. Ребёнок, скорее всего, не скажет вам о самом сокровенном: о том, что он вынужден кому-то подчиняться. А значит, тут нужны долгие тёплые серьёзные разговоры, способные вывести вас на проблему, с которой вы сами, возможно, не справитесь. Также важно помнить о том, что нельзя обзывать ребёнка, нельзя вешать «ярлыки», такие как «вор» или «преступник». Сами понимаете смысл фразы: «Как вы лодку назовёте, так она и поплывёт».
  2. Никогда не обвиняйте ребёнка, если вы уверены в его причастности к краже. Часто происходит так: что-то пропало, а подумать больше не на кого, и родители начинают агрессивно допрашивать сына или дочь. У ребёнка есть достоинство, так же, как и у вас. Уважайте его, и пока причастность вашего чада к воровству не доказана, не унижайте его. Никогда не разбирайтесь с ребёнком при посторонних. Не позволяйте этого и окружающим, пока не будет доказательств. Только не нужно это понимать однобоко. Бывает, что факты налицо, а родители всё равно не могут поверить, что это их ребёнок совершил кражу, и начинают предпринимать шаги, чтобы оградить сына или дочь от таких проблем, упорно не желают видеть и слушать правду. Здесь дорога к постоянному воровству вашего ребёнка, а в будущем взрослого – скорее всего, обеспечена. Вы же его оправдали!
  3. Не пугайте ребёнка сразу уголовной ответственностью. Во-первых, он должен знать о ней раньше, знать вообще, что брать чужое – это плохо и без уголовного наказания. Есть наказание совестью. Это гораздо важнее. Именно совесть должна быть для подростка двигателем нравственного чувства! Именно она должна страшить. Если не будет этого внутреннего нравственного стержня, никакие уголовные наказания не станут камнем преткновения перед преступлением в будущем.
  4. Помните главное! Если вина ребёнка доказана – наказание необходимо! Если не последует наказание за совершённое воровство, во-первых, есть вероятность того, что это случится снова, а во-вторых, он так и не извлечёт других серьёзных уроков из данного правонарушения. Как наказывать? Здесь каждый решает сам, в соответствии со своими жизненными ценностями и опытом. Но важно не упустить некоторые нюансы. Ребёнок должен восполнить ущерб. Если деньги он уже потратил, ему необходимо вменить какую-либо обязанность, которую он раньше не выполнял, чтобы он «отработал» потерю родителями финансов. Маленький подросток должен понимать ценность денег, то, как они добываются людьми. Если этого не произойдёт, он будет думать, что их можно не зарабатывать, а отнимать у других. Это, конечно, крайний вариант развития событий, но высока вероятность его исполнения. В качестве наказания можно заставить ребёнка разносить газеты или рекламу, вменить в обязанности ежедневное мытьё пола, при этом объяснить, что всё это – тоже возможность заработать деньги самостоятельно.
  5. Попытайтесь наладить контакт с ребёнком. Если вы самостоятельно этого сделать не можете, обратитесь к психологу. Он найдёт подходы к вашему чаду и обязательно выяснит, какие проблемы в его жизни способствовали такому поведению. При этом если вы чувствуете нарастающую агрессию, желание ничего не объясняя наказать, не можете найти в себе силы справиться с внутренним негодованием, лучше обратитесь к специалисту сразу. В таком случае вам и самим нужна помощь.

Детское воровство случается довольно часто. И прежде чем применять меры наказания, надо всё-таки разобраться в причинах этого поступка. Если просто наказывать ребёнка, эффект может быть обратным: он озлобится, отвернётся от вас. Но хуже другое.

Он так ничего и не поймёт: почему нельзя брать чужое, воровать деньги у родителей, каким трудом они достаются. У него так и не проснётся внутренний регулятор безнравственного поступка – совесть. А ведь каждый родитель ждёт и хочет именно этого.

Главный совет

Принимайте своего ребёнка таким, какой он есть. Любите его! Проводите с ним как можно больше времени. И тогда, даже если он совершил воровство (даже не один раз!), у вас есть возможность всё исправить и направить воспитание в правильное русло.

А главное – развивайте в нём самостоятельность! Доверяйте ему. Самостоятельный маленький человек рано узнаёт цену вещам и предметам, понимает ценность заработка, умеет позаботиться и о себе, и об окружающих.

Самостоятельность и доверие, постоянное общение с ребёнком – ключ к решению многих проблем и к предотвращению воровства.

Источник: https://otnoshenij.net/chto-delat-esli-vash-rebyonok-voruet-dengi-sovety-semeynogo-psihologa

Что нужно делать если ребенок 9 лет ворует деньги. Советы специалиста

Советы психолога: ребенок ворует и врет

style=”display:block” data-ad-client=”ca-pub-2971630162946731″ data-ad-slot=”9213322149″ data-ad-format=”auto”

data-full-width-responsive=”true”>

Здравствуйте, дорогие наши читатели! Рады видеть вас на страницах нашего форума! Вы или ваши знакомые столкнулись с такой ситуацией, когда ребенок 9 лет ворует деньги? Каковы причины этого проступка? Как отучить малыша совершать кражи? Как правильно вести себя родителям?

Что нужно знать, чтоб помочь ребенку 9 лет перестать красть деньги

Многие семьи (даже благополучные) сталкиваются с тем, что их отпрыск начинает воровать деньги. Подобный проступок могут совершить дети, которым знакомы правила поведения в обществе.

Столкнувшись с такой неприятностью, родители испытывают неловкость и стыд. Они отчитывают своего малыша, строят неблагоприятные прогнозы по поводу его будущего или наказывают физически. На самом деле ситуация не настолько ужасна. От того, насколько грамотно и правильно поведут себя домочадцы, зависит поведение ребенка в дальнейшем.

Возрастная индивидуальность

В 8-10 лет он ворует по причине слабой силы воли. Ему стыдно это делать, но справиться с собой он не в силах. В эти годы дети становятся независимее и самостоятельней. Ребенку очень хочется быть « своим» среди ровесников. Если у него нет того, что имеют они, он ощущает себя обделенным. В этом случае воровство – способ быть со всеми на равных.

В подростковом возрасте дети совершают больше всего краж. Этот период их жизни сопровождается различными  физическими, психологическими, социальными изменениями.

Справляться с ребенком в таком возрасте сложно. Невозможно насильно оградить его от приятелей, которые плохо на него влияют. На ваши уговоры он может ответить непослушанием.

Оптимальный вариант – позаботиться о создании круга общения ребенка в детстве. Пусть он дружит с детьми ваших хороших знакомых, одноклассниками или с ребятами, у которых будут такие же увлечения. Если приятели уже имеются, познакомьтесь с ними и пообщайтесь.

Случаи воровства стали неоднократными? Вы не в силах разобраться с ситуацией? В данном случае не обойтись без помощи психолога.

Мотивы «преступления»

Кто в первую очередь прививает малышу понимание того, что чужое брать нельзя? Родители. Именно они закладывают в него систему ценностей. Затем «воспитателем» становится и общество.

Если папа и мама не интересуются тем, чем и как живет их чадо, он может попасть в дурную компанию и совершить ряд проступков.

В первую очередь убедитесь, что кражу совершил именно ваш отпрыск. Если вы кинетесь с разборками к невиновному, доверие может быть потеряно навсегда. После стопроцентной уверенности родителей посещают ряд вопросов: Почему? Чего ему не хватает? Причин может быть несколько.

1. Плата за признание

Чтобы завоевать авторитет среди ровесников, подросток «покупает» их дружбу. Он просит у родителей деньги на свои расходы, а сам водит приятелей в кино или в кафе. Когда домочадцы перестают «спонсировать» ребенка, он начинает воровать из семейного бюджета, чтобы не выглядеть бедным в глазах сверстников.

Иногда над подростком издеваются в классе. Ребенок не видит другого выхода, как «купить» расположение своих обидчиков. В данном случае наказание родителей за плохой поступок для него менее значимо, чем ситуация в классе.

Неоднократные случаи вымогательства денег старшеклассниками. Ребенок стесняется сказать об этом папе и маме и просто совершает кражу.

Объясните подростку, что авторитет и уважение – это не то, что можно приобрести за деньги. Познакомьтесь с его друзьями. Если того требует ситуация, поменяйте школу.

2. На поводу у зависти

Многим современным детям трудно смириться с тем, что родители не могут приобрести для них какую-нибудь дорогую вещь. Им не дает покоя мысль: « Телефон такой модели есть у Кирилла и Насти, а почему у меня нет? Я тоже хочу!»

Чувство зависти свойственно каждому человеку. Только взрослый в этой ситуации может себя контролировать, а ребенок – не всегда. В этом случае он совершает кражу.

Необходимо поговорить с подростком о том, какой должна быть реакция на хвастовство, и как с достоинством «отразить удар» насмешников. А  родитель пусть подумает: если эта вещь так значима для него, возможно, нужно ее приобрести?

Не надо баловать малыша и покупать то, в чем нет необходимости. Но если в классе у всех есть смартфоны, то его можно приобрести. Плохо, если ребенок будет ощущать свою ущербность. Помогите ему этого избежать. Научите его осознавать ценность труда. Пусть он помоет посуду, приготовит себе ужин, пока вы зарабатываете на так необходимую ему вещь.

3. Завуалированная просьба

Ребенок ворует, чтобы привлечь к себе внимание домочадцев. Его проступок  –  это призыв о помощи: « Мне не хватает вашего внимания!». В данной ситуации поможет доверительная беседа. Станьте для своего ребенка другом, и из-за чувства стыда он не совершит больше кражи.

style=”display:block” data-ad-client=”ca-pub-2971630162946731″ data-ad-slot=”9213322149″ data-ad-format=”auto”

data-full-width-responsive=”true”>

4. Легкая «добыча»

Некоторые родители дают детям деньги по первой их просьбе, считая это заботой. По этой причине подросток не будет осознавать  ценность труда. Зачем прикладывать усилия, если все дадут и так?

Если выплаты прекращаются, возникает недоумение: почему перестали давать? Тогда ребенок идет на воровство. Если беседа не поможет, можно урезать количество выдаваемых денег и предоставить для этого определенный график.

Пусть в свободное от учебы время подросток попробует подзарабатывать сам. Это поможет ему осознать ценность денег.

5.Жажда мщения

Некоторые дети, завидуя в чем-то своим ровесником, воруют у них из чувства мести. Предметы могут не иметь материальной ценности. Это трофеи как подтверждение собственной значимости, потому что подросток не имеет признания среди сверстников.

Родители такого ребенка должны его хвалить за любой хороший поступок. Ему очень не хватает поощрения и поддержки. Ни в коем случае не оценивайте деньгами результаты его учебной деятельности. Ему нужны не они, а уверенность в себе и душевная близость с близкими людьми.

6. Спонтанное желание

Родители оставляют крупную сумму денег на видном месте. Малыш не может справиться с соблазном и не взять несколько купюр: никто не заметит, ведь их тут так много!

Родители заметили пропажу, но подростку признаться в воровстве очень страшно и стыдно. Он может и сам не понимать того, зачем он это сделал.

Но если подобные проступки входят в систему, понадобится помощь специалиста.

Советы психолога

  1. Научите малыша ставить перед собой цели и достигать их.
  2. Дайте ему свободу действия. Пусть самостоятельно справляется с тем, что ему по силам.

  3. Спланируйте семейный бюджет так, чтоб приобрести необходимую для малыша вещь.
  4. Предложите ему варианты для собственного заработка.

    Пусть это будет расклеивание объявлений или помощь маме в уборке квартиры за определенную сумму.

Воровству  –  бой!

  1. Многие люди не совершат преступления из-за боязни наказания и сочувствия к жертве. Именно в семье закладываются основные нормы морали. Поведение родителей – пример для подражания ребенку.
  2. Контролируйте свои негативные эмоции. Выплеск их лишит малыша уверенности в своих силах. В дальнейшем ему будет трудно устанавливать контакт с окружающими людьми.
  3. Применение физического наказания и угроз по поводу колонии приведут к озлоблению и ожесточению со стороны детей. Они приобретут уверенность в том, что являются преступниками.
  4. Дайте понять, что ответственность за его проступок лежит и на ваших плечах, и что вы вместе с этим справитесь. Поговорите с ребенком доверительно и открыто.
  5. Узнайте, в чем причина происходящего. Она может быть очень серьезна.
  6. Необходимо вместе найти выход из ситуации. Пусть ребенок ощущает вашу поддержку. Украденную вещь можно отнести владельцу вместе или незаметно ее подложить.
  7. Держите деньги в укромных местах. Научите ребенка грамотно тратить карманные средства.
  8. Если малыш принес потерянную кем-то вещь, найдите владельца. Объясните ребенку, как рад будет человек, которому ее вернули.
  9. Направьте его энергию в правильное русло. Он может заниматься спортом, уделять достаточно времени своим увлечениям, путешествовать и учиться зарабатывать самостоятельно. Если он почувствует свою значимость, то забудет о воровстве.
  10. Четко укажите границы своей территории. Пусть ребенок понимает, что вещи родителей трогать нельзя. В свою очередь вы уважайте личное пространство детей. Без их разрешения не берите принадлежащие им вещи.

Преступление и наказание

Даже если застали ребенка с поличным, не выступайте с гневными обвинениями, так как это влечет за собой развитие комплекса неполноценности. Пусть он понимает, что в дальнейшем может этого проступка больше не совершить, потому что есть возможность все исправить. Это придаст ему уверенности в себе.

Человек становится озлобленным, если его не понимают, не поддерживают. В дальнейшем кражи станут не просто местью, а способом обогащения.

Без категоричных и яростных выпадов поясните подростку, в чем заключается проблема и как с ней справиться.

Рекомендации

Как себя вести, если ребенок совершил кражу? Только не сидеть сложа руки!

Взрослые должны осознавать, что это они где-то упустили подростка. Если это не клептомания, то своим проступком он дает знать нам, что он с чем-то не может самостоятельно справиться. Надо спокойно и доверительно поговорить с малышом и понять, почему он совершил кражу.

Для хранения денег в доме выберите место, о котором ребенок не будет знать. Выделяйте небольшую сумму на карманные расходы, даже если малышу всего 7 лет. Пусть он учится контролировать свои расходы.

Надеемся, в этой статье вы нашли нужную и полезную для себя информацию. Будем рады видеть вас и ваших друзей на странице нашего блога! До новых встреч!

style=”display:block” data-ad-client=”ca-pub-2971630162946731″ data-ad-slot=”9213322149″ data-ad-format=”auto”

data-full-width-responsive=”true”>

Источник: https://superwoomen.ru/semya-i-deti/chto-nuzhno-delat-esli-rebenok-9-let-voruet-dengi-sovety-specialista.html

Что делать, если ребенок ворует?

Советы психолога: ребенок ворует и врет

Галина Дятлова.

Любой детский психолог прекрасно знает – практически каждый в детстве хоть единожды что-то украл. И это абсолютно нормально.

В зависимости от возраста причины воровства могут очень различаться.

Например, малыш даже не отдает себе полного отчета, что такое «мое», и что такое «чужое». Фантазии и реальность в его сознании могут быть причудливо переплетены, и границы между ними очень размыты.

Дети дошкольного возраста тоже не всегда отчетливо понимают границы собственности. Кроме того, у них очень силен эгоизм. Это можно объяснить тем, что в процессе эволюции детенышам наших предков необходимо было очень заботиться о себе, чтобы выжить.

Около 6 – 8 лет начинают формироваться основы морали. Младшие школьники уже начинают соотносить свои поступки с интересами и мнением других людей.

Тем не менее, нормальный ребенок, а нередкко и подросток, довольно легко идет на кражу. Почему?

1. Кража из лучших побуждений

Ребенок действительно может украсть из лучших побуждений, например, чтобы подарить тому, кого любит. Другу, маме или папе, братику. Это желание оказывается сильнее, чем сдерживающий внутренний запрет брать чужое. Ведь моральные устои этом возрасте еще только начинают формироваться. А желания очень сильны.

2. Очень хочется, не устоять

Ребенку просто «очень хочется». Игрушку, куклу, пирожок или конфету. Да мало ли чего может захотеться человеку. И – рука как бы сама тянется и берет. Он уже понимает, что совершил нечто предосудительное, но устоять не может.

Все дело в том, что дети еще просто не в состоянии полностью контролировать свое поведение. У них еще не созрели мозговые структуры, отвечающие за самоконтроль, они еще только формируются. Но ребенок уже понимает, что сделал что-то предосудительное, и кладет потихоньку игрушку в карман, красивое колечко – в тайничок и т.п.

Мозговые структуры, отвечающие за самоконтроль, полностью созревают только около19-21 года и позже. Именно поэтому подростки часто бывают несдержанны, а порой имеют проблемы с законом. У них просто не развита еще функция самоконтроля. Знают, как надо, но удержать себя не в силах.

С помощью специальных упражнений можно развить самоконтроль. Этим мы занимаемся на тренингах КУБ.

3. Необходимость обладать знаковой вещью

Подросток может пойти на кражу, потому что ему нужен определенный атрибут «крутости», без которого он чувствует себя неполноценным среди ровесников. Например, у друзей уже есть айфоны последней модели.

Этому особенно подвержены подростки с низкой самооценкой и те, кому не удается наладить отношения со сверстниками.

Им кажется, что заветный предмет станет залогом признания сверстников. Но юного похитителя обычно ждет разочарование. Ведь уважением товарищей пользуются уверенные в себе ребята, умеющие общаться. И подростку может показаться, что ему не хватает еще какого-то атрибута, а как он появится, уж тогда…

Чтобы разорвать этот порочный круг, ребенку необходимо укрепить самооценку и научиться общаться. Этому посвящены наши тренинги.

4. Стресс и потеря самоконтроля

Стресс еще больше снижает возможности самоконтроля. Причем не только у детей.

Взрослые в ситуации стресса тоже ведут себя неблестяще: закуривают, заедают, пропускают рюмку и совершают еще множество не слишком разумных действий, кому что ближе.

При этом вы помните, у детей еще не созрели структуры мозга, отвечающие за самоконтроль. И когда они расстроены, устали, напуганы или просто им нездоровится, детям гораздо тяжелее, чем взрослым, держать себя в руках.

Воровство часто бывает признаком того, что ребенок испытывает эмоциональный дискомфорт. Причин может быть множество.

Пол года назад у 8-летнего Вани родилась младшая сестренка. И родители стали уделять ему меньше внимания. И вот «старший брат» вдруг ни с того ни с сего крадет в школе у одноклассника из кошелька деньги. Родители в ужасе: – Зачем? Ведь у него все есть?! Мы ему ни в чем не отказываем!

Действительно, их сын ни в чем не обделен, кроме одного – вот уже полгода он считает себя лишенным родительского внимания. А маленький человечек трактует это как лишение любви.

Миллионы лет эволюции научили человеческих детенышей, что без родительской любви они пропадут, погибнут, поэтому ребенок испытывает в этой ситуации стресс.

А вы помните, влияние стресса таково, что самоконтроль снижается.

На наших тренингах ребята учатся преодолевать стресс и регулировать свои эмоции.

5. Подражая друзьям

Бывает, что дети крадут «за компанию» или подражая другим – сверстникам или более старшим ребятам. Это можно объяснить двумя причинами:

  • так делают мои знакомые, значит это нормально. Так работает эффект «социального подтверждения»;
  • разделение ответственности. Ведь если вместе, то кажется, что вина поровну распределится между всеми, и я буду только чуть – чуть виноват;
  • возможно, с помощью кражи ребенок проходит испытание на «слабо», и хочет доказать, что он смелый, взрослый и достоин дружбы своих товарищей.

5. Кража как месть

Может быть, ребенок хочет наказать обидчика, лишив его чего-то значимого? Предвкушает, как тот расстроится, а может быть, его даже накажут за потерю.

Итак, вы узнали, что ребенок украл. Что делать?

Тут еще надо заметить, что наша взрослая реакция на разницу в стоимости похищенного предмета и реакция детей очень отличается. Взрослые могут снисходительно отнестись к похищенной конфете или красивой наклейке, и прийти в ужас, если ребенок присвоил чужой телефон. А вот ребенку это безразлично. Для него важна только сила его желания завладеть этим предметом.

1. Не угрожать!

Часто родители, будучи в шоке от того, что их чадо совершило этот непростительный и ужасный, по их мнению, поступок, начинают пугать ребенка разговорами про тюрьму и полицию.

Пока дети малы, они часто не могут соотнести свой проступок, не такой уж страшный, по их мнению, с теми ужасами, которыми стращают родители.

Тут очень важно, чтобы ваш сын или дочь всегда чувствовали, что вы на их стороне, даже если они поступили плохо. И если уж речь зашла о полиции или тюрьме, то вы будете «адвокатом», а не «обвинителем».

2. Без ярлыков

«Ты – вор!», «Да тебе одна дорога – в тюрьму», «Уголовник! Тебя ничего хорошего в жизни не ждет!». А иногда можно услышать даже – «Мой ребенок не мог такого совершить! Ты не мой сын!»
Если вы на секунду остановитесь и подумаете, то сразу увидите, что здесь совершенно нарушен масштаб: воровство – безусловно, несимпатичный поступок, но он точно не заслуживает проклятия на всю жизнь.

З. Без сравнений!

С собой в детстве, с другими детьми и т.п.
Во-первых,кто без греха? Каждый совершал поступки, о которых стыдно вспоминать. Каждый.

Если вам удастся убедить ребенка в его «плохости», это только поспособствует следующему проступку.

Ведь если он плохой, безнадежный, хуже всех – то к чему стараться и удерживать себя от соблазнов? У ребенка с такой самооценкой уже не будет веры в свою способность противостоять искушению, и он легче поддастся ему снова.

Вы же помните, наша цель – укрепить самооценку ребенка.

Обвинения и наказания опасны еще и тем, что ребенок будет сожалеть не о том, что совершил плохой поступок, а  что был уличен, и постарается повторить свой подвиг, но уже изобретательнее, чтобы не попасться. Думаю, мы стремимся не к этому.

Во-вторых, задайте себе вопрос: в чем ваша цель сейчас? Разве вы хотите унизить и раздавить ребенка? Думаю, нет. Вы хотите его удержать от совершения плохих поступков в будущем. Но ругая и унижая ребенка, вы вызываете у него стресс.

А вы уже знаете, стресс снижает способность к самоконтролю.

4. Не при свидетелях

Ни в коем случае не проводить разборки при посторонних. Дяди, тети, друзья, школьная учительница – не надо. Только наедине. Недаром классика воспитания гласит: похвала – прилюдно, выговор – наедине. Все то, что было написано в первых трех пунктах, усилится публичностью позора. Помним про стресс, самоконтроль и самооценку.

5. Кто старое помянет..

Если вы не хотите укрепить ребенка в вере, что он «плохой», что он «вор», не припоминайте это его прегрешение в будущем. Особенно, если его новое «преступление» будет совсем другого рода. Например, плохая оценка, немытая посуда, беспорядок в комнате.

1. Объяснить

Пока сын или дочь еще маленькие, просто постарайтесь им спокойно объяснить, что чужую вещь брать без спросу нельзя. Помогите представить, что чувствует тот, чье имущество украдено.

Как другие люди относятся к тем, кто ворует.
Расскажите, какие могут быть цивилизованные способы получить желаемое.

Можно договориться об обмене игрушками на некоторое время, можно попросить родителей купить ему похожую. И т.п.

2. Поддержать

Поддержите самооценку ребенка. Объясните ему, что он столкнулся с трудным испытанием и не смог его выдержать. Соблазн был слишком велик.

Расскажите, как с вами в детстве произошло что-то подобное, и как вы поклялись больше не брать чужого и смогли сдержать слово, хоть это и было трудно. Дайте ему понять, что через такой опыт проходят почти все, важно, какой урок ты из него извлечешь.

Главное, чтобы ребенок отождествлял себя с честным человеком, и хотел бы соответствовать этому образу.

3. Выяснить причины воровства

Вы помните, они могут быть разнообразными. Но в любом случае, это какой-то дефицит. Может быть, дефицит признания в классе, и ребенок украл, чтобы похвастаться или даже подарить.

Может быть дефицит в самооценке, и ему нужна знаковая вещь, чтобы самоутвердиться (у всех уже есть такая игрушка, телефон…) Может быть, ребенок пытался себя утешить, когда было грустно или он нервничал (стресс).

Вам важно узнать, как вы можете помочь ему компенсировать имеющийся дефицит.

4. Исправить

Вместо наказания и упреков покажите ребенку путь к исправлению ситуации. Например, как вернуть похищенное или компенсировать ущерб, если это возможно. Если ему очень стыдно за совершенный поступок, то может быть, можно тайно вернуть вещь на место? А если это уже невозможно, то можно попробовать совершить какой-то хороший поступок, чтобы хотя бы символически уравновесить плохой.

7 – летний Костя с бабушкой ездил гулять в Пушкин. Когда вернулись домой, обнаружилось, что у Кости откуда-то взялся игрушечный мотоцикл. Установить его владельца уже невозможно. Но можно пожертвовать этот мотоцикл и еще какую-то игрушку детям из детского дома. Благо, существуют пункты, куда можно принести вещи для сирот.

Костя с бабушкой так и сделали. Собрали несколько игрушек, причем мальчик сам выбрал не только надоевшие уже игрушки, но и те, что любит. А так же присоединили к ним злосчастный мотоцикл. Это восстановило самосознание Кости как честного и доброго человека, способного справляться со своими желаниями и порывами.

А главное, надолго запомнилось.

11 – летняя Марина воровала у мамы деньги из кошелька, причем неоднократно. В результате набралась довольно значительная сумма. Как же Марина их тратила? Покупала угощения своим одноклассницам! Так она старалась завоевать их расположение.

Когда ситуация вскрылась, обеспокоенные и разочарованные родители по совету психолога собрали семейный совет. Они сумели без упреков и обвинений объяснить Марине, что ей придется как-то компенсировать деньги, взятые из бюджета семьи.

Марина могла выбрать: отказаться ли ей от развлечений в каникулы или взять на себя дополнительные домашние обязанности, чтобы у мамы было больше сил заработать потраченную Мариной сумму. Девочка выбрала дополнительные домашние обязанности и целый месяц их выполняла.

Так она сохранила самоуважение и научилась лучше отвечать за свои действия.

Заключение

Пожалуйста, помните, даже если ваш ребенок уже достаточно взрослый, раз он украл, значит не смог справиться со своими желаниями. У него возник какой-то дефицит. У него не хватило самоконтроля.

Возможно, он был в стрессе. А значит, он также нуждается в вашей поддержке и помощи в исправлении ситуации, как если бы ему было 7 лет.

Дети должны чувствовать, что мы всегда на их стороне, что мы их «адвокаты», а не «обвинители».

Решать эту задачу нужно с двух сторон. Ребенку помогут тренинги для детей и подростков, а Вы можете научиться мастерству воспитания на родительском тренинге.

Источник: https://pkh.ru/books/rebenok-voruet.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.