Коррекционные занятия для детей с умственной отсталостью

Содержание

Коррекционные занятия для детей с умственной отсталостью

Коррекционные занятия для детей с умственной отсталостью

Возможности коррекции умственной отсталости зависят от её вида и степени тяжести.

Остановимся отдельно на каждом виде умственной отсталости и соответствующих возможностях коррекции познавательной сферы детей с умственной отсталостью:1) Легкая форма умственной отсталости — это наиболее распространенный вид УО на сегодняшний день, он лучше всего поддается коррекции и имеет самые благоприятные прогнозы.

Такие дети обучаемы, для них предусмотрена специализированная школа. Основная задача обучения — освоить чтение, письмо, счет, получить необходимые для адаптации в окружающем мире знания, трудовые навыки, — все, чтобы человек социально мог адаптироваться во взрослой жизни.

Особенности коррекционных занятий при разных видах УО легкой формы:

  • При неосложненной УО ребенок с легкостью овладевает программой коррекционной школы, адаптируется в социуме, так же имеет значительные успехи в коррекции развития познавательных процессов и моторных навыков, эмоционально-волевой сферы;
  • При УО, осложненной нарушениями разных анализаторов, развитие ребенка затруднено в результате вторичного дефекта. Социальная и трудовая адаптация ограничены. Таким образом, коррекция будет долгой, строиться с учетом и первичного и вторичного дефекта;
  • УО с выраженной лобной недостаточностью проявляется в нарушенной саморегуляции, так же инертности, вялости; наблюдаются выраженные моторные и речевые нарушения. Развитие интеллектуальных процессов проходит очень медленно. В данном случае, ребенку необходимы коррекционные занятия с нейропсихологом, направленные на работу с «лобным синдромом», развитие регуляторного компонента, программирование деятельности психических функций;
  • Коррекция УО с психопатоподобным поведением будет строиться с учетом неустойчивости эмоционально-волевой сферы. К занятиям в обязательном порядке должен быть подключен психолог.

2) Умеренная УО — дети с этим видом УО не всегда способны обучаться в школе, однако имеют неплохой потенциал развития и коррекции, в целом. Они могут овладеть простой фразовой речью при наличии систематичных занятий; кроме того, способны к простому самообслуживанию и элементарному труду.

3) Дети с тяжелой УО не посещают детские сады и школы, могут проживать в специализированных учреждениях. Имеют минимальные возможности обучения, требуют очень долгой и всесторонней коррекции.

Им необходима помощь специалиста в овладении элементарной речью, трудовыми навыками и навыками самообслуживания;
4) При глубоком виде УО ребёнок часто не владеет речью или имеет речь, состоящую из нечленораздельных звуков, ввиду недоразвитости речевых зон мозга и артикуляционного аппарата, не способен к самообслуживанию; иногда резко ограничен в моторном плане (не ходит).

Такой человек всю жизнь нуждается в специализированном уходе, длительной коррекции. Ведущий специалист – дефектолог, который будет адаптировать ребенка к условиям окружающей действительности и грамотный нейропсихолог, проводящий коррекцию в весьма ограниченных условиях.

Задачи коррекционных занятий и работы с детьми с умственной отсталостью

Коррекционные занятия для детей с умственной отсталостью ставят перед собой следующие цели и задачи:1.

Нейропсихолог проводит двигательную и когнитивную коррекцию, сенсорную интеграцию, направленную на развитие незрелых зон мозга, включение его компенсаторных возможностей; а так же развитие моторных функций, зрительно-моторной координации, регуляторных психических процессов и высших психических функций (речь, мышление, внимание, восприятие, память); к примеру, коррекция внимания и памяти у детей с умственной отсталостью;2. Перед логопедом стоит задача коррекции всевозможных речевых нарушений, письма и чтения (если они возможны), работа с артикуляционным аппаратом;3. Дефектолог и специальный педагог обучают ребенка навыкам счета, письма, чтения; в случае возможности обучения в школе – работают с ребенком по адаптированной школьной программе. Кроме того, дефектолог помогает адаптировать ребенка к взаимодействию с окружающей средой, социумом; обучает навыкам самообслуживания. При умеренной и тяжелой форме умственной отсталости целью обучения является усиление адаптивных и приспособительных возможностей ребёнка, закрепление навыков, облегчающих жизнь во взрослом мире;

4. Психолог обучает ребенка взаимодействию в социуме, работает с семьей ребенка, которая, чаще всего, переживает серьезный кризис, сталкиваясь с пониманием ситуации. Необходимо много обучать ребенка общению с людьми и тому, как проявлять свои эмоции и переживания. А для этого, необходимо всесторонне развивать эмоционально-волевую сферу: изучать с ребенком эмоции, учиться распознавать свое состояние и настроение окружающих.

Кто и где проводит коррекционные занятия для детей с УО?

Коррекция детей с УО проводится в следующих местах:

  • Центры дополнительного образования (государственные или коммерческие) и индивидуальные коррекционные занятия со специалистами (нейропсихологом, дефектологом, логопедом, инструктором по АФК);
  • Общеобразовательная школа, инклюзивные классы – в случае легкой формы УО;
  • Специализированные сады и школы: возможны для легкой и умеренной форм УО;
  • Домашнее обучение и коррекция в случае тяжелой и глубокой форм.

Программа коррекционных занятий для детей с умственной отсталостью

Коррекция ведется по следующим направлениям:1. Коррекционные занятия, направленные на те процессы, которые возможно скорректировать или скомпенсировать (этим занимается нейропсихолог, логопед, невролог);2. Развитие познавательной сферы, обучение математическим навыкам, письму и чтению, представлениям об окружающем мире (специалисты: нейропсихолог, дефектолог, логопед);3.

Адаптация в социуме, обучение самообслуживанию (занимается дефектолог, психолог).Коррекционные и обучающие занятия должны проводиться с ребенком как индивидуально, так и в группах.

В программе комплексной коррекции наиболее эффективными являются индивидуальные нейропсихологические коррекционные занятия, поскольку в настоящее время, нейропсихологическая коррекция является самой эффективной методикой коррекции.

Она учитывает сильные стороны работы мозга ребенка, дает возможность «подтянуть» психические процессы на более высокий уровень развития, а не сводится только к работе с тем, что уже есть у ребенка и его адаптации. Кроме того, нейропсихолог имеет возможность помочь ребенку с любым видом умственной отсталости, конечно, с учетом степени тяжести интеллектуального и моторного дефекта.

Примеры корректирующих упражнений

Двигательная нейропсихологическая коррекция включает в себя огромное количество упражнений, направленных на развитие крупной и тонкой моторики, координации, оптимизации тонуса, зрительно-моторной координации, саморегуляции, развитие межполушарных связей и так далее.

Важно понимать, что программа упражнений должна составляться строго специалистом, а сами упражнения проводиться им же, либо родителями дома, но под его контролем!
Упражнения, направленные на развитие познавательной сферы так же составляются специалистами по определенной программе, учитывающей огромное количество факторов, и могут включать в себя, например, упражнения на развитие определенных функций мышления (сравнение, анализ, абстрагирование и т.д.), внимания (переключение, распределение и др.), памяти (кратковременной и долговременной) и так далее.

Прогноз коррекции ребенка с УО

Как уже не раз было сказано выше, прогноз ребенка с умственной отсталостью зависит от вида и тяжести интеллектуального дефекта, а так же от систематичности, комплексности и своевременности коррекционных занятий, от грамотного подхода к обучению и развитию навыков ребенка, вклада в его адаптацию. Немаловажную роль играет и психологический настрой родителей ребенка, поддержка ближайшего окружения, готовность выполнять все рекомендации специалистов, занимающихся с ребёнком.

Рекомендации родителям

Помимо коррекционных занятий для детей с умственной отсталостью со специалистом, необходимы ежедневные занятия дома, направленные на развитие познавательных процессов, моторных навыков, навыков общения и взаимодействия с миром, обучение самообслуживанию, — словом, то что, порекомендуют специалисты и то, что родители будут способны выполнять с ребенком дома сами. Родителям важно понимать, что от такого кропотливого труда будет зависеть качество жизни ребенка и его прогноз.

Источник: http://cns-neiro.ru/articles/korrektsionnye-zanyatiya-dlya-detey-s-umstvennoy-otstalostyu/

Занятия для детей с умственной отсталостью. Развитие ребенка с УО

Коррекционные занятия для детей с умственной отсталостью

» Услуги » Дефектология » Занятия для детей с умственной отсталостью

Клиническая картина сильно различается в зависимости от степени УО:
Глубокая УО — дети не обучаются в детском саду и школе, часто не владеют речью, не способны к самообслуживанию; иногда неходячие. Они проживают в семьях или специальных учреждениях (с согласия родителей).

Их мир ограничивается удовлетворением физических потребностей. Они издают нечленораздельные звуки, часто имеют привычку к самоукачиванию (раскачивание из стороны в сторону).
Дети с тяжелой УО также не посещают детские садики и школы, могут проживать в специализированных учреждениях.

Им необходима помощь дефектолога (олигофренопедагога) в овладении элементарной речью, навыками самообслуживания. Способности к обучению минимальные, но они есть. Могут повторять стереотипные действия по образцу. 
Умеренная УО — по старой классификации это не резко выраженная имбецильность.

Для таких детей также не предусмотрено обучение в школе, но их обучаемость заметно выше. Они могут овладеть простой фразовой речью при наличии дефектологического сопровождения и регулярных занятиях. Способны к простому самообслуживанию, элементарному труду.

 
Легкая УО— это наиболее распространенный вид олигофрении на сегодня (70-90% всех случаев). Такие дети обучаемы, для них предусмотрена специализированная (коррекционная) школа VIII вида.

Основная задача обучения — освоить чтение, письмо, счет, получить необходимые для адаптации в окружающем мире знания, трудовые навыки, – все, чтобы человек социально мог адаптироваться во взрослой жизни. По окончании обучения выпускник, к сожалению, не сможет пойти учиться в ВУЗ, этот путь закрыт.

Программа обучения детей с умственной отсталостью. Диагностика, коррекция и прогноз

Современная медицина и педагогика не стоят на месте. Задержки развития у детей сейчас диагностируют очень точно и в более раннем возрасте, чем раньше.

Уже в год-полтора при подозрении на то, что малыш отстает от нормы, у родителей есть возможность провести полную диагностику и начать раннюю коррекцию, чтобы предотвратить усугубление дефекта и компенсировать его.

Сегодня широко распространены так называемые «пограничные» формы нарушений, когда у ребенка есть неврологические, органические нарушения, но нет тяжелого дефекта.

Для них прогноз наиболее благоприятен, так как при своевременном лечении у невролога и регулярных занятиях с дефектологом (олигофренопедагогом) и логопедом последствия нарушения могут быть сведены к минимуму и компенсированы.

 Ребенок с легкой степенью умственной отсталости в некоторых случаях может пойти даже в общеобразовательную школу (с инклюзией или специализированный класс), но чаще специальная комиссия рекомендует коррекционную школу.

В младших классах есть возможность перевода в обычную школу (однако для умственно отсталых детей эта возможность все равно подразумевает обучение в специализированном классе). В коррекционной школе не выдается аттестат, а только справка об участии в образовательном процессе. Там ученики не остаются на второй год, то есть усваивают материал по мере своих возможностей без обязательной «планки». С выданной справкой об обучении выпускники могут пойти в ПТУ или вечернюю школу. В некоторых школах есть 10 и 11 класс, в которых делается акцент на трудовом обучении, овладении профессией. В успешном обучении ученику присваивается разряд, квалификация. 

Для детей с умеренной и тяжелой степенью олигофрении сегодня больше возможностей в плане коррекции и развития, чем раньше.

По докладам дефектологов, такие дети, несмотря на общепринятое мнение, все-таки способны пойти в специальную коррекционную школу (школа для умственно отсталых детей с легкой степенью) в рамках специального класса.

Если в обычном классе коррекционной школы около 12 детей, то в таком классе должно быть не более 8 детей.

Помимо непосредственно показателя интеллекта для прогноза развития ребенка с УО крайне важно учитывать особенности эмоционально-волевой сферы и поведения.

При неосложненной картине, когда с ребенком возможно выстроить коммуникацию, замотивировать на учебу, адаптировать к педагогическому процессу, прогноз благоприятен.

Такие дети успешно обучаемы и при легкой степени олигофрении уже в подростковом возрасте адаптируются в обществе, чувствительны к оценке своей личности и способны выстраивать межличностные отношения, например, в своем коллективе. Выпускники школ с легкой степенью УО способны овладеть профессией и трудоустроиться.

Дефектологи подчеркивают, что при общем диагнозе «умственная отсталость» важен индивидуальный подход – как в вопросах диагностики, так и в коррекции, обучении, воспитании.

Поскольку такие дети могут быть очень разными, то и педагогический подход должен быть каждый раз разным. Родителям важно не упустить время и видеть возможности, потенциал ребенка к развитию.

Проводить занятия по развитию речи, моторики, восприятия, мышления, внимания, памяти, – всех познавательных функций, а также обучать социально-бытовым навыкам, корректировать поведенческие особенности и максимально влиять на гармонизацию личности.

В центре Ember логопеды и коррекционные педагоги, а также специальные психологи проводят индивидуальные занятия с детьми, имеющими диагноз «умственная отсталость», успешно выполняя все вышеперечисленные задачи.

Инклюзия и специальное обучениеНаше общество развивается, оно становится более терпимым к людям с психофизическими особенностями. Мы уходим от стигматизации и отрицания проблемы наличия детей с особенностями развития и движемся к принятию и максимальной социализации всех членов общества.

Система специального образования в нашей стране предусматривает наличие коррекционных детских садов и школ по виду дефекта (зрение, слух, психические нарушения, речевые проблемы, олигофрения, сочетанные нарушения).

Сложность ситуации состоит в том, что в такой системе дети с особенностями навсегда выделяются в отдельную группу и практически полностью теряют шанс на полноправную адаптацию в обществе. Есть противопоставление здорового ребенка и ребенка с особенностями. И этот стереотип продолжает жить в умах наших сограждан, т. к. подкрепляется педагогической «машиной».

К счастью, это положение меняется, и постепенно наша страна движется к реализации идеи инклюзивного образования, когда в общеобразовательной школе учатся и дети с особенностями, например, посещая учебное заведение с тьютором (от англ. tutor — наставник) – специальным сопровождающим.

Плюсы такого подхода очевидны: потенциал ребенка задействуется по максимуму, не ограничиваясь урезанной программой коррекционной школы. Ребенок вливается в коллектив, а здоровые дети учатся принятию разных человеческих проявлений. Такие школы уже существуют в нашей стране.

Однако воплощение всех принципов инклюзивного образования трудоемко: ведь особенности у детей бывают разные, и не всегда есть объективная возможность подстроить образовательный процесс под 1-2 детей. Плюс многое зависит от личности и желания родителей, а также их финансовых возможностей. Например, сопровождение тьютора стоит достаточно дорого. Плюс дополнительно родители, как правило, нанимают репетитора и коррекционного педагога для занятий дома, ведь общая школа не предусматривает такого сопровождения. 

Традиционно дети с УО по-прежнему идут в коррекционные школы VII или VIII видов, в зависимости от проявления дефекта. Из плюсов коррекционной школы — ребенок имеет максимальные возможности для легкой адаптации, программа легче усваивается, есть специальное сопровождение коррекционных педагогов, логопедов, психологов, врачей. Предусмотрена трудовая адаптация выпускника.

Занятия для детей с умственной отсталостью

При наличии задержки в развитии ребенка крайне важно выявить ее причину и по максимуму устранить ее саму и вытекающие последствия как можно раньше (если это возможно).

В начале пути родители ребенка с умственной отсталостью проходят этап диагностики: врачи проводят массу обследований, это УЗИ головного мозга, допплерография, ЭЭГ и другие обследования в зависимости от источника патологии.

Иногда картина осложняется другими заболеваниями, например, нарушением слуха или зрения, нарушением обмена веществ. Конечно, чем раньше было выявлено, что малыш отстает в развитии, тем больше шансов на успешную компенсацию дефекта.

 
Итак, крайне важно выявить ведущую причину, после чего лечащий врач (чаще всего это невролог) назначает стратегию коррекции.

Она может быть различной с точки зрения медицины (в зависимости от происхождения дефекта), однако все специалисты сходятся во мнении, что ведущую роль в коррекции играют воспитательно-дефектологические методы. В дошкольный период важно по максимуму использовать потенциал ребенка, подключить к занятиям хорошего логопеда и дефектолога для того, чтобы ребенок максимально для своих возможностей приблизился в знаниях и умениях к норме до наступления школьного возраста. 

В центре Ember работа с детьми с диагнозом «умственная отсталость» начинается с консилиума специалистов. Консилиум — это комплексная первичная консультация нескольких профильных специалистов: дефектолога (коррекционного педагога), логопеда, специального психолога (или нейропсихолога).

Состав специалистов может быть различным в зависимости от потребностей родителей и ребенка. После комплексной консультации специалисты составляют коррекционный маршрут, дают свои рекомендации и заключение родителям.

Часто на такую консультацию в наш Центр приходят родители перед государственной комиссией (ПМПК) для получения предварительной информации и рекомендаций, какой коррекционный путь выбрать (вид садика, специальной школы), понимания прогноза развития ребенка.

Как правило, коррекционный маршрут включает занятия для детей с умственной отсталостью с дефектологом, а также с логопедом. Дополнительно по необходимости подключается к работе педагог-психолог, специальный психолог или нейропсихолог.

Программа занятий включает:

  • развитие речи (у детей школьного возраста — также письма и чтения), мышления, общей и мелкой моторики;
  • элементы ЛФК (включаются в занятия с дефектологом);
  • развитие восприятия, улучшение внимания, памяти;
  • коррекцию особенностей поведения, эмоционально-волевой сферы;
  • улучшение коммуникативных навыков;
  • Томатис-терапию;
  • обучение социально-бытовым навыкам, умению обслуживать себя в повседневной жизни.

Также при желании можно приобрести устройства Forbrain и/или Soundsory для самостоятельного использования дома.

Кто проводит занятия для детей с умственной отсталостью в нашем центре?

Королёва Виктория Николаевна – ведущий дефектолог, олигофренопедагог,

стаж более 8 лет. Проводит занятия в офисе на Новочеркасском проспекте, а также выезжает на дом к клиентам в пределах Санкт-Петербурга. 

Посмотреть странички всех сотрудников можно здесь

Посмотреть цены можно здесь

Источник: https://emberint.ru/services/umstvennaya-otstalost/

Педразвитие | «Коррекционные упражнения для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью»

Коррекционные занятия для детей с умственной отсталостью

Основа Светлана Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ “Общеобразовательная школа интернат психолого–педагогической поддержки”
Населённый пункт: г.

Мариинск Кузбасс
Наименование материала: Доклад по теме”Коррекционные упражнения для детей с умеренной и тяжёлой отсталостью”
Тема: «Коррекционные упражнения для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью»
27.04.

2019
Раздел: начальное образование

МКОУ «Общеобразовательная школа-интернат психолого-

педагогической поддержки» г. Мариинск

Доклад на МО учителей начальных классов

Тема: «Коррекционные упражнения для детей с умеренной и тяжелой

умственной отсталостью»

Выполнила: Основа

Светлана Александровна

учитель начальных классов

Мариинск 2018г

«Коррекционные упражнения для детей с умеренной и тяжелой

умственной отсталостью»

Главной задачей обучения и воспитания глубоко умственно отсталых детей,

является развитие их потенциальных познавательных возможностей,

коррекция поведения, привитие им трудовых и других социально значимых

навыков и умений. Конечной целью обучения и воспитания является

приобщение глубоко умственно отсталых лиц к доступному им общественно

полезному труду и приобретение ими социального опыта.

У данной категории детей статические и локомоторные функции

развиваются со значительной задержкой и недостаточно дифференцируются.

У них нарушена координация, точность и темп движений. У одних

двигательное недоразвитие проявляется однообразием движений,

замедленностью их темпа, вялостью, неловкостью. У других повышенная

подвижность сочетается беспорядочностью, некоординированностью

движений. Грубые дефекты моторного недоразвития оказывают влияние на

формирование навыков самообслуживания, требующих тонких движений

пальцев: при шнуровании ботинок, застегивании пуговиц, завязывании лен-

точек. Внимание отличается неустойчивостью и отвлекаемостью,

привлекается с большим трудом.

Детям имбецилам необходима коррекция мышления, памяти, речи, коррекция

физических недостатков, двигательной сферы, цветовосприятия,

пространственного восприятия. Важнейшим принципом в работе с этими

детьми является принцип практической направленности обучения.

Для этого применяются различные коррекционные упражнения.

1.

Упражнения для развития моторики и внимания

Ребенок должен по инструкции:

положить на парту руки по очереди

поднять одну руку, другую

поднять руки вверх, вниз, направо, налево (если не знает «направо»,

«налево», то – «на окно», «на дверь»);

показать вытянутой рукой на называемый предмет (окно, стол, книга

и т.д.);

пройти по начерченной линии (прямая, круг, кривая)

пройти, пробежать по дощечке, неся какой-нибудь предмет.

нарисовать мелом или карандашом кружок палочку, крестик)

наверху, внизу, справа, слева доски (тетради).

Мелом на доске или карандашом в тетради ставят две точки, ребенок

должен пальцем провести линию, их соединяющую (точки даются в

разных направлениях).

Упражнения для пальцев рук:

растопырить пальцы, сжать в кулак, разжать;

из сжатого кулака попеременно выпрямить пальцы;

игра на пианино

скатывать из пластилина шарики, змейки, цепочки;

перекладывать мелкие предметы из одной коробки в другую;

собрать рассыпанные на полу мелкие предметы в коробку;

пересыпать крупу из одной ёмкости в другую

работа с сухим бассейном.

2. Упражнения для развития памяти и внимания

показывают картинку и убирают, ребенок называет, что видел.

ставят несколько предметов, один убирают, ребёнок говорит какого

предмета нет.

– ударяют в ладоши или карандашом о стол, ребёнок должен повторить.

– показывают различные движения, ребенок должен повторить.

завязывают глаза, педагог прикасается к нему, ребенок должен определить,

к какой части тела прикасались.

3. Упражнения для различения цвета, формы, величины

Показывается какая-нибудь фигурка из цветной геометрической мозаики

(квадратик, круг, треугольник). Ребенок должен выбрать такие же по форме

(по цвету).

Показывается определенная фигурка (из той же мозаики), а затем она

убирается. Ребенок должен подобрать такую же.

Раскладывание разноцветных шариков, палочек в кучки по цвету.

Складывание различных пирамидок.

Складывание матрешек.

Выстраивание цепочкой кубиков одинаковой величины и одного цвета.

Выстраиваниекубиков разной величины в ряд по принципу от меньшего, к

большему.

Выстраивание однородных предметов разного размера (грибочки,

лодочки, куклы и т.д.). Предлагают показать самую большую, самую

маленькую.

Раскладывание различных предметов резко контрастных цветов,

предлагают отделить предметы одного цвета от предметов другого цвета.

Можно использовать бусинки, шарики, мотки ниток, полоски

бумаги, палочки, флажки, пуговицы, предметы сделанные из пластилина.

4.Коррекционные упражнения для достижения

определенной быстроты движений

Эти упражнения целесообразно проводить с инертными,

малоподвижными детьми.

Убрать со стола руки быстро, по команде.

Быстрые движения рук по команде (поднять руку, протянуть в сторону,

похлопать и т.п.).

Быстро простучать по столу нужное количество раз.

Быстро выйти из-за стола, сказать свое имя (или возраст, или адрес) и

сесть на место.

Быстро поднять какой-нибудь предмет (предварительно педагог его роняет).

Быстро вытереть доску.

В быстром темпе называть показываемые предметные картинки,

различные предметы, игрушки, школьные принадлежности и т.д.

Когда ребенок научится складывать пирамидку, собирать матрешку, можно

устраивать с ним соревнование “Кто быстрее”.

5. Коррекционные упражнения для беспокойных детей

Для беспокойных, импульсных детей целесообразно чередовать со

специальными упражнениями, требующими покоя и самообладания.

Эти упражнения могут быть следующими:

Посидеть спокойно 5-10-15 секунд.

Посидеть, молча заложить руки за спину, обнять себя, погладить.

Медленно, молча проводить рукой по краю стола.

Бесшумно встать и сесть.

Бесшумно пройти до окна (до двери), вернуться на свое место и сесть.

Тихо поднять и опустить книгу. Можно несколько раз.

6. Работа по развитию здоровьесберегающих технологий.

двигательные действия

эмоциональные разрядки и минутки покоя

гимнастика оздоровительная

проведение физкультминуток

специальные упражнения для мышц шеи, позвоночника, рук, ног, глаз

массаж поглаживание

профилактика, сохранение и развитие психофизического здоровья

детей,

подвижные игры на свежем воздухе.

Дети имбецилы быстро утомляются, устают, внимание их рассеивается,

поэтому надо чередовать активный и пассивный виды деятельности.

Можно предложить быстро поморгать 20-30 секунд, затем закрыть глаза и

посидеть спокойно одну минуту, откинувшись на спинку стула. Позу покоя

можно провести с использованием стихотворения, так как стихи

способствуют развитию памяти.

Все умеют танцевать,

Прыгать, бегать, рисовать,

Но пока не все умеют,

Расслабляться, отдыхать.

Есть у нас игра такая –

Очень легкая, простая,

Замедляется движенье,

Исчезает напряжение,

И становится понятно –

Расслабление приятно!

Большое значение имеет применение на уроках физкультминуток.

Для того чтобы сохранить физическое и психическое здоровье необходимы

двигательные минутки, которые позволяют телу передохнуть и расслабиться,

прислушаться к себе и принести организму пользу. Вопрос о времени

проведения физкультминуток решается в зависимости от того, в каком

физическом и эмоциональном состоянии находятся дети. Рекомендуемая

норма: на 15 минут занятий по одной минуте из трех легких упражнений с 3-

4 повторами каждого.

Физкультминутку можно заменить специальной зарядкой для глаз:

– вращения для усиления кровотока в глазу

– само-массаж (зажмуривание, моргание)

– отдых глаз (закрыть и представить что-либо приятное)

– прикрыть глаза руками и представить черные предметы

– смотреть на зеленое

– посмотреть в окно одну минуту. Можно провести само-массаж ушей со

словами: “Я здоровье сберегу, сам себе я помогу”.

Необходимо обращать внимание на особенности физического развития.

Развитие мускулатуры влияет на умение держать карандаш, ручку, кисточку,

ножницы. Чтобы дети могли достигнуть тонкой моторной координации, их

руки нуждаются в постоянной тренировке. Руки и пальцы у детей быстро

устают, поэтому надо делать пальчиковую гимнастику. Можно делать массаж

пальцев, легонько разминая каждый сустав.

Вот несколько примеров физкультминуток с одновременным выполнением

действий и проговариванием рифмовок.

1. Поприветствуем докторов природы, которые дают нам здоровье:

Опустить руки вниз ладонями горизонтально к полу, присесть и произнести:

“Я приветствую тебя земля”,

Вытянуть руки перед собой ладонями вперед: “Я приветствую тебя вода”,

Поднять руки вверх: “Я приветствую тебя солнышко”!

2. Деревце.

Встаньте, поставьте ноги вместе, руки опущены, спина прямая. Сделайте

спокойно вдох и выдох, плавно поднимите руки вверх, держите ладони друг к

другу. Потянитесь всем телом вверх. Потягиваясь вверх, представьте крепкое,

сильное деревце. Высокий стройный ствол тянется к солнцу. Организм

наливается силой, бодростью, здоровьем.

3. Стрекоза. Представьте себя стрекозой.

Утром стрекоза проснулась,

Потянулась, улыбнулась.

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась.

Три – прогнулась и присела.

На четыре – полетела.

У реки остановилась,

Над водою закружилась.

4.Мы осанку исправляем –

Спинки дружно прогибаем,

Влево, вправо мы нагнулись,

До носочков дотянулись.

Плечи вверх, назад и вниз,

Улыбайся и садись.

5. Насос (Наклоны в стороны с хлопками).

6. Пружинка (Приседания).

7. Попрыгунчик воробей (прыжки).

8.Это рука левая,

Это рука правая.

Правой рукой я пишу,

Левой я тетрадь держу.

9.Глазками я вижу,

Ушками я слышу,

Ручками я хлопаю,

Ножками я топаю.

Топ, топ, топ,

Хлоп, хлоп, хлоп.

10.Вижу, вижу,

Слышу, слышу.

Раз, два, три – хлоп

Раз, два, три – стоп.

Раз, два, три – топ

Раз, два, три – стоп!

11.Вот так я просыпаюсь,

Вот так я одеваюсь,

Вот так я умываюсь,

Вот так я чищу зубы,

Чтоб выглядеть на пять.

Вот так причёску делаю,

Я прыгаю и бегаю,

Наклоны вправо, влево,

Люблю я выполнять.

Вот так иду гулять.

Так же, очень важно поддерживать позитивное эмоциональное состояние

ребёнка. Для этого можно использовать картинки, карикатуры, вызывающие

положительный эмоциональный всплеск.

В заключение хотелось бы отметить, что выше, приведенные приёмы,

помогают сохранить детям здоровье, поддерживать их позитивное и

эмоциональное состояние, способствуют физическому и психическому

развитию ребёнка. Учителям и воспитателям необходимо, опираясь на

здоровые стороны детей, осуществлять коррекционно – педагогическую

работу с детьми.

Источник: http://pedrazvitie.ru/servisy/publik/publ?id=14148

Игра «Слушай внимательно»

– Путешествуем дальше по воображаемой сказочной стране.
Дети движутся под музыку. Но музыка вдруг прекращается, а учитель тихо, но чётко произносит команду (например, сесть на стулья, поднять свою правую руку, присесть и т.д.). Игра эта выполняется до тех пор, пока дети действительно внимательно слушают и контролируют свои действия.

Игра «Магазин посуды»

– Наш путь привёл нас к сказочной лавке.
Учитель расставляет посуду на витрине, а дети становятся в очередь. Ребенок просит продавца (учителя) продать, например, тарелку.

Продавец «продает» только тогда, когда покупатель назовет её цвет и укажет её место на витрине. Например: «Продайте мне, пожалуйста, зелёную тарелку, которая стоит на верхней полке слева».

Игра заканчивается, когда вся посуда будет куплена.

Игра «За что меня можно любить?»

– Дети, мы встретили сказочного волка. Для того, чтобы мы смогли путешествовать дальше по сказочной стране, необходимо каждому из вас назвать те свои качества, за которые, на ваш взгляд, вас можно любить.

Игра «Придумай себе имя»

– Дети, для того, чтобы мы могли путешествовать дальше, необходимо каждому придумать себе то имя, которое он бы хотел иметь.
Учитель затем спрашивает у детей, почему именно эти имена они выбирают, чем им не нравятся их настоящие имена.

Примечание: как правило, отказ от собственного настоящего имени означает, что ребенок или недоволен собой, или пытается стать лучше (в своем воображении), чем он есть на самом деле.

Игра «Создай свой танец»

– Дети, мы встретили с вами волшебных бабочек, которые весело кружатся в танце. Давайте и мы станцует с ними.
Учитель становится в круг. Под музыку быстро выполняет несколько разных танцевальных движений, все остальные, как могут, копируют танец. Затем он касается какого – либо ребёнка. Тот выходит в центр и создаёт свой танец, а дальше – другие участники.

Формирование базовых учебных действий

– направленность взгляда:

– выполнение инструкций педагога:

– использование по назначению учебных материалов

– выполнение действия

– выполнение задания от начала до конца

Коррекция поведенческих проблем

– коррекция негативизма

– коррекция агрессии

6. образования

6.1. учебных предметов и коррекционных курсов.

Обучение детей с умственной отсталостью: как обучать умственно отсталых детей?

У обычных детей множество способов обучения: они наблюдают, что происходит вокруг, имитируют других детей и взрослых, используют память и логику.

Методики обучения детей с умственной отсталостью

Ребенок воспринимает не только слова окружающих, но также их мимику и жесты. Однако умственно отсталый малыш не способен уловить многие из этих нюансов, поэтому нужно максимально упростить способы выражения своих мыслей. Неопределенные жесты, незаконченные предложения и сложные идеи лишь запутают малыша.

Дружба с людьми всех возрастов, в пределах семьи и вне ее, играет важную роль в развитии умственно отсталого ребенка.

То же самое с действиями. То, что кажется очень простым для нормального ребенка — еда, одевание, — может вызывать большие проблемы у умственно отсталого ребенка, который не способен запомнить, как он это делал вчера и зачем это вообще нужно делать.

Наиболее приемлемый способ обучения такого ребенка бытовым навыкам — разбить работу на несколько простых этапов и обучать каждому этапу отдельно, переходя к следующему лишь после твердого усвоения предыдущего. Это отнимает много времени, но зато позволяет добиться устойчивого результата.

Например, чтобы ребенок ел ложкой, его нужно обучить нескольким отдельным действиям: правильно держать ложку, зачерпывать ложкой пищу, подносить ее ко рту, открыть рот, брать пищу с ложки и жевать ее, возвращать ложку в тарелку. То же с одеванием. Одевание брюк, к примеру, можно разбить на следующие этапы: открыть шкаф, взять брюки, правильно повернуть их, одеть на одну ногу, затем на вторую, натянуть их.

Поскольку умственно отсталые дети нередко не понимают, зачем делать то, о чем их просят, они остро нуждаются в знаках одобрения. Простого «молодец» тут недостаточно. Лучшим способом будут объятия, поцелуи и много слов похвалы. Процессу обучения поможет также награда в виде любимой сладости.

Игры для умственно отсталых детей

Как отмечают педиатры, игры — наиболее важная часть жизни ребенка. Играя в одиночестве, он учится быть самостоятельным, а в игре с другими детьми приобретает социальные навыки. Но некоторые умственно отсталые дети не умеют играть. И в этом им нужна помощь — иначе они будут лишены жизненно важного опыта.

В частности, сложность игрушек должна соответствовать не возрасту, а реальному уровню развития ребенка. Стоит начать с игрушек, импонирующих личности ребенка.

К примеру, если он любит громкие звуки, возможно, подойдет пластмассовый молоток, с помощью которого можно забивать «гвозди» в отверстие.

Вам нужно будет потратить время на то, чтобы показать ребенку, как использовать игрушку, но в конце концов он сможет пользоваться ею сам.

При подборе игрушек посоветуйтесь с учителем или детским психологом.

Очень важно, чтобы малыш играл с другими детьми, иначе он не научится общению.

В некоторых детских учреждениях для умственно отсталых детей есть игровые площадки, ориентированные на работу с конкретными проблемами развития; кроме того, специальные школы-интернаты нередко принимают детей с самого раннего возраста.

Если умственное отставание ребенка умеренное, он может играть с обычными детьми; не только они помогут ему — он тоже способен дать многое своим сверстникам.

netaptek.ru

Обучение детей с умственной отсталостью

Умственная отсталость является не психическим заболеванием, а специфическим состоянием, когда интеллектуальное развитие ребенка ограничено определенным уровнем функционирования центральной нервной системы.

Умственно отсталый ребенок может развиваться и обучаться, но только в пределах своих биологических возможностей. Эта истина довольно трагична для родителей умственно отсталых детей, так как им хочется сделать все возможное, чтобы их ребенок стал как все .

Источник: https://yazdorov.win/insult/korrektsionnye-zanyatiya-dlya-detej-s-umstvennoj-otstalostyu.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.