Формы дислексии таблица

Содержание

Игры-упражнения для коррекции дисграфии и дислексии: для детей и взрослых – EduNeo

Формы дислексии таблица

В настоящее время все чаще и чаще учителя сталкиваются с учениками, у которых наблюдаются нарушения чтения и письма. Родители спрашивают: “Что делать? Я не знаю, чем помочь?”, а учителя пожимают плечами: “Учите правила, чаще читайте вслух!” и отправляют к логопеду или дефектологу.

Хорошо, если он есть в школе, а что делать, если его нет? Такие проблемы чаще всего пускаются на самотек: ошибки в чтении и письме перерастают в пропуски знаков и индексов при решении задач по математике, физике, химии. Ученик получает плохие оценки, и формируется стойкое нежелание учиться.

Еще тяжелее взрослому обучающемуся, который знает о своих проблемах, но не знает, что с этим можно сделать, как исправить. Больше всего проблем возникает с технической терминологией и аббревиатурами.

В статье будут представлены три игры-упражнения, которые можно использовать для коррекции нарушений чтения и письма.

Нейрораскраски для коррекции дисграфии:

  • Русский алфавит.
  • Английский алфавит.
  • Альбомы с заданиями.

Дислексия –  специфическое нарушение процесса чтения. Она может проявляться в неразличении смысла прочитанного текста, в трудности усвоения и запоминания букв и звуков, замене букв при чтении, в изменении падежных окончаний и т.д.

Дисграфия – специфическое нарушение процесса письма. Она может проявляться в замене звуков близких по звучанию, искажении слова и предложения, использовании обратного порядка слов в предложении, искажении букв при письме и т.д.

Дислексия и дисграфия – это большой синдром, включающий нарушения предпосылок интеллекта, когнитивную незрелость, языковую недостаточность, фрустрационные нарушения, соответствующие поведенческие реакции, и наконец непосредственно нарушения письменной речи. (Корнев А.Н.)

Так как виды нарушений при дислексии и дисграфии схожи, то и корректировать их можно вместе.

По мнению ученых, без сотрудничества учителя и родителей успех в коррекции недостижим. Основываясь на своем опыте работы, автор считает, что родителей необходимо информировать обо всех результатах исследований и обсуждать их с ними.

Родители должны знать цели коррекции, ближайшие и отдаленные, ожидаемый результат и предполагаемые сроки коррекционной работы. Это необходимо не только из этических соображений, но и способствует вовлечению родителей в работу и формированию у них трезвого взгляда на вещи.

Основная задача родителей – закрепление навыков, усвоенных ребенком.

Онлайн-курс для педагогов, родителей и нейропсихологов “Дети с трудностями в обучении”:

  • Мозг. Инструкция по применению. Как воздействовать на мозг.
  • Дислексия, дисграфия. “Тревожные звоночки”, адаптация учебных материалов. Организация обучения (в группе, дома, индивидуально). Простые упражнения.
  • СДВГ: как учить и что делать.
  • Адаптация учебных материалов и организация пространства, времени, выполнения дз.
  • Снятие психо-эмоционального напряжения (простые упражнения).
  • ПМПК и тьюторство.

Пройти курс онлайн можно здесь.

Игра-Упражнение №1. Работа над запоминанием слов и терминов (их графического варианта)

Составь словарные слова (или термины, для взрослых слушателей) из слогов, обведи их разными цветами.

Речевой материал для первоклассников: алфавит, ворона, закон, зашёл, звонят, учебник, учитель, клеить, ковер.

Речевой материал для курсантов и слушателей по терминологии (пример): анализ, синтез, верификация, безопасность, авария, багор, автонасос, ликвидация, поджог.

! Если это возможно, используйте разбивку слова или вставляйте изображения и прочие визуальные подсказки, чтобы улучшить понимание.

Игра-Упражнение №2. Работаем над порядком слов, чтобы помочь ребенку/взрослому в понимании текста

Вариант для детей.

Добавляя по одному слову, составьте предложения по картинке. Обязательно следите за тем, чтобы ребенок соблюдал порядок слов.

Картинка к упражнению

ЛЕНА КАТАЕТСЯ.

____  _____ на ________

____ _____ на____ с____.

_____ _____ на___ с ____ ____.

Вариант для взрослых обучающихся.

Правила игры просты, но потребуется некий инвентарь — специальные карточки. Вообще, существует реальная игра, она называется Dixit (Диксит), но не всем по карману ее приобрести. Поэтому, можно создать некие ее элементы самостоятельно. Суть заключается в следующем: игрокам раздается по шесть карточек. На них изображены различные картинки — практически сюрреализм.

Например — покосившийся якорь, посреди пустыни.

Пример карточек для игры

Суть игры-упражнения

  • Какие ассоциации приходят в голову?
  • Их нужно сформулировать в одной фразе — и озвучить ее остальным.
  • Основное условие: фраза должна быть построена с соблюдением порядка слов. Инверсия и нелогичность недопустимы.
  • Игроки выбирают из своего набора подходящую карточку по описанию и выкладывают ее на стол.

Секрет в том, что описание должно быть многогранным, и выигрывает тот, чью карточку отгадали не сразу.

  • Но, важным элементом является то, что если никто вообще не смог идентифицировать вашу карточку, вы лишаетесь очков.
  • Кстати, сами карточки, а вернее картинки, в домашних условиях можно найти и распечатать из интернета.

Игра-упражнение №3.

Вариант для детей.

Игра морской бой (позаимствована у Бобкиной О.Г. – логопед средней общеобразовательной школы №5 п. Тавричанка Надеждинского района Приморского края). Работаем над ориентацией на плоскости, совершенствуем слоговой анализ и синтез, формируем активный и пассивный словарь учащихся.

Детям предлагается игровое поле, на котором изображены корабли с написанными на них слогами: учитель/родитель называет место на поле, а дети отыскивают его и называют написанный на нем слог.

Если корабли называются в определенной последовательности, то из слогов можно составить слова. Для этого названные слоги выписывают, а потом синтезируются.

Речевой материал:

Учитель/родитель:                Учащиеся:

Е-1, Д-7, А-9                   ТАН, КА, ПИ = КАПИТАН

Е-8, Ж-4                          СКОЙ, МОР = МОРСКОЙ

В-8                                  ПОРТ

Б-4, К-7                          РЕГ, БЕ = БЕРЕГ

К-5, А-7                          ЯК, МА = МАЯК

З-5, А-1                          ПРО, ЛИВ = ПРОЛИВ

Ж-7, Г-2, З-3                  РАБ, КО, ЛИ- КОРАБЛИ

Ж-10, И-3                       РОД, ГО- ГОРОД

И-8, Д-3                          СИР, БУК- БУКСИР

Е-5, Б-6,                          БУХ, ТА- БУХТА

Г-10, Б-2                         РОМ, ПА- ПАРОМ

И-6, Д-9                          ШТУР, ВАЛ- ШТУРВАЛ

Игровое поле

Вариант для взрослых обучающихся.

Игра “Пожарный Крокодил”. Работаем над развитием наблюдательности, внимательности, навыков  строить логические цепочки.

Правила очень просты. Участники делятся на две команды. Первая команда загадывает слово и сообщает его представителю соперников. Это – избранный, который должен изобразить слово с помощью пантомимы своей команде.

Изображающий говорить не может, но участники его команды могут задавать ему вопросы, перечислять появляющиеся варианты.

Кивать головой «да» или «нет» изображающему слово разрешается – но не больше! В это время команда, загадавшая слово, может просто покатываться со смеху, видя усилия противников, часто долгое время безрезультатные. Если слово отгадано, команды меняются ролями. Конечно, для изображения каждый раз выставляется новый игрок.

Для тех, кто только осваивает игру, можно начать с элементарного. Сложнее будет с абстракциями: например, долго отгадывалось слово «множество». А теперь представьте сами, как можно изобразить «совершенство»? Если со словами более или менее разобрались, можно переходить к изображению словосочетаний, потом – пословиц.

Для разминки: рукав, управление, пожар, действие, документ, партнер, парад

Словосочетания: пожарная каланча, материальный ущерб, пожарная команда, эскиз пожара.

Поговорки и пословицы

  1. За битого двух небитых дают
  2. Слезами горю не поможешь
  3. Сон на одном боку — тридцать шесть часов.
  4. Любишь кататься — люби и саночки возить
  5. Один в поле не воин
  6. Клин клином вышибают
  7. Слово не воробей — вылетит, не поймаешь
  8. Спит, как полковая лошадь.
  9. Как вы лодку назовёте — так она и поплывёт
  10. Что сгорит, то не сгниет.
  11. Пожарный спит — Родина богатеет.
  12. Сколько волка не корми — он всё в лес смотрит
  13. Глаза боятся, а руки делают
  14. Метил в пятку, да в нос попал.
  15. Любишь говорить — люби и слушать.

Практический материал дан по мере сложности заданий: от букв, слогов, до чтения предложений и различных видов текстов. Задания носят игровой, развивающий характер.

Причины трудностей обучения в школе и вузе очень разнообразны, поэтому и игровые методы должны быть строго дифференцированы и индивидуализированыто есть соответствовать механизмам проблем обучения и поведения в учреждении, выявляемым при комплексном нейропсихологическом обследовании, а также полу, возрасту и индивидуальным особенностям личности ребенка.

Почитать:

1. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие – СПб.: МиМ, 1997. – 286 с.

Для учащихся с дислексией (английский язык):

Книга комиксов.

Книга для чтения: адаптированные тексты на английском языке + специальные задания.

Статьи по теме

Источник: https://www.eduneo.ru/igry-uprazhneniya-dlya-korrekcii-disgrafii-i-disleksii-dlya-detej-i-vzroslyx/

Таблица формы дислексии

Формы дислексии таблица

Дислекси́я (др.-греч. δυσ- — приставка, означающая нарушение + λέξις — речь) — избирательное нарушение способности к овладению навыком чтения и письма при сохранении общей способности к обучению. Исторически так сложилось, что в западных странах в понятие Дислексия включают все проблемы, связанные с письменной речью:

проблемы с овладением навыком чтения;проблемы с овладением навыка письма;проблемы с грамотностью;проблемы с овладением математикой;проблемы связанные с нарушением моторики и координации.

проблемы с поддержанием внимания;

Отечественная логопедия рассматривает все эти проблемы по-отдельности, не связывая их между собой, как: дислексия, дисграфия, дисорфография, дискалькулия, диспраксия, СДВ(Г).

Существует ещё один вид дислексии. Dyslexia litteris- латынь (дислексия букв). Проявляется при наборе текста. Выявляется как смена местами рядом стоящих букв. Систематически проявление отследить невозможно, появляется только в словах, состоящих из более чем четырёх букв.
Диагностика дислексии

Человека с дислексией (дислексика) легко опознать среди других, потому что симптомы дислексии ярко проявляются в его поведении и манере реагирования на, казалось бы, обычные ситуации повседневной жизни.

Симптомы дислексии

интеллект сохранен;плохие навыки чтения;чтение с ошибками, угадывающее чтение;непонимание прочитанной информации;трудности пересказа только что прочитанного текста;трудности в написании слов, даже простых;множество ошибок даже при списывании текста;выраженные проблемы с почерком;неспособность выполнять задание в установленный срок;повышенная чувствительность нервной системы;излишняя эмоциональность;раздражительность;эмоциональная нестабильность;нарушение координации движений;неуклюжесть;расстройство схемы тела;затруднение в определении правой и левой стороны;нарушения межполушарного взаимодействия;обострённый эстетический вкус;

выраженное чувство справедливости.

У людей с дислексией, помимо упомянутых выше симптомов, отмечается выраженная моторная особенность — необычным образом держать в руке карандаш или ручку.

Если вы отмечаете такую особенность у своего ребёнка, тогда стоит записаться на прием к специалисту по дислексии, потому что есть отставание в созревании сукцессивных двигательных функций левого полушария в возрасте до 10 лет и требуется специальная терапия.

Нарушения внимания и памяти встречаются достаточно часто при дислексии, но эти проявления отчасти связаны с нарушениями межполушарных связей.

Существует много факторов, которые нужно принять во внимание специалистам при проведении диагностики этого заболевания. В ходе тестирования определяется уровень того, как ребёнок читает и сравнивается с тем, как читают дети его возраста. Это проводится при помощи когнитивного тестирования.

Все показатели чтения фиксируются врачом, во время исследования делаются пометки там, где нарушено чтение. В ходе различных тестов проверяется слух и способность ребёнка к воспроизведению речи. Также определяется, как лучше ребёнок воспринимает информацию: устно (при разговоре) или тактильно (когда что-то делает своими руками).

В ходе исследования также делается заключение, насколько хорошо работают все три составляющие сенсорной системы.

Ребёнок не должен чувствовать, что что-то происходит не так при выполнении теста. Он должен чувствовать себя комфортно и уверенно, поэтому некоторые исследования могут быть проведены в виде игры. До проведения тестирования ребёнку нужно выспаться и хорошо позавтракать.

Если тестирование проводится в школе, то перед выполнением исследования учителю нужно поговорить с ребёнком, объяснить ему, кто придёт и зачем. Если тестирование проводится не в школе, то родителям нужно оказать поддержку ребёнку, чтобы тот чувствовал себя комфортно.

Родители обязательно должны присутствовать при тестировании ребёнка специалистами.

Профилактика дислексии

Ещё до школы родители обязательно должны пройти вместе с ребёнком профилактический осмотр на предмет выявления дислексии, чтобы предупредить трудности в обучении у будущего школьника. Обязательное посещение специалиста по дислексии рекомендуется всем детям 5-ти лет.

Профилактический осмотр детей дошкольного возраста и учащихся 1-го класса позволяет предупредить специфические трудности в обучении, а также неврологические отклонения в поведении у детей с дислексией, такие как, плаксивость, частая смена настроения, подавленность или, наоборот, возбудимость нервной системы, которая проявляется как нервозность, беспокойность, гиперактивность.

Именно профилактический осмотр позволяет предупредить эти болезненные состояния неврологического характера, более того, не допустить их проявления.

Путем осмотра ребенка, можно обнаружить, что Дислексия выражается в замедлении процесса овладения чтением, а также в замедлении темпа, скорости чтения. Главными проявлениями дислексии являются стойкие и специфические ошибки чтения.

Дислексия негативно влияет на формирование личности ребенка.

Неудачи младшего школьника при овладении навыком чтения могут способствовать возникновению неуверенности в себе, робости, тревожной мнительности или, наоборот, агрессивности, озлобленности, негативизма. В ряде случаев это следствие дислексии. В других случаях они непосредственно не связаны с дислексией, а лишь сопровождают её течение, включаясь в общую структуру нервно-психического заболевания.

Ошибки чтения закономерно наблюдаются у всех детей на начальных этапах обучения чтению. У обычных детей ошибки чтения, даже если они носят специфический характер, достаточно быстро исчезают. У детей же, страдающих дислексией, эти ошибки сохраняются длительное время, месяцы и даже годы.

При дислексии нарушения чтения носят избирательный характер и представляют собой явное несоответствие с успехами по другим предметам.

Ошибки чтения при дислексии всегда являются стойкими, и без специальной коррекционной работы они не преодолимы. Ошибки чтения при дислексии носят специфический характер.

Замены и смешения звуков при чтении: замены и смешения фонематически близких звуков (звонких и глухих, аффрикат и звуков, входящих в их состав, и др.), а также замены графически сходных букв (х-ж, п-н, з-в и др.).

Побуквенное чтение — нарушение слияния звуков в слоги и слова. При побуквенном чтении буквы называются поочерёдно нанизываются одна на другую. Например, РАМА — Р, А, М, А.

Искажения звуко-слоговой структуры слова, которые проявляются в разнообразных ошибках:

в пропусках согласных при стечениипропусках согласных и гласных при отсутствии стечениядобавлении лишних звуков при чтенииперестановках звуков

пропусках, перестановках слогов при чтении и др.

Нарушения понимания, прочитанного проявляются на уровне отдельного слова, а также предложения и текста. Эта группа нарушений чтения выделяется в тех случаях, когда не наблюдаются расстройства технической стороны процесса письма.

Виды дислексии:

Оптические дислексии проявляются в трудностях усвоения букв вследствие нечеткости их восприятия, неустойчивости представлений о зрительных образах букв.

Фонематические дислексии вызываются недоразвитием фонематических обобщений у ребенка, прежде всего несформированностью функции фонематического анализа (т. е. ребёнок не различает звуки речи на слух).

Аграмматические дислексии обусловлены недоразвитием грамматических обобщений у ребенка. Они проявляются в искажениях и заменах падежных окончаний, в согласованиях существительного и прилагательного, изменениях окончаний глаголов и др.

Психологические трудности при дислексии:

эмоциональная нестабильность;изменчивость настроений;склонность витать в облаках;психологический дискомфорт;трудности концентрации на одной деятельности;склонность быстро терять интерес;непосредственность;неуверенность в себе;подверженность скуке;стремление уйти от действительности;рассеянность и мечтательность;проблемы идентификации: я кто? я какой?высокий уровень тревожности;

страх ошибки.

Существует ещё ряд проблем, с которыми в той или иной мере сталкивается каждый дислекcик. Наиболее распространённые из них:

задержка в развитии способности читать, писать, запоминать орфографиюдезориентация в пространстве, дезорганизациятрудности с восприятием информациитрудности в узнавании слов, непонимание того, что только что было прочитанонеуклюжесть или нарушение координации

синдром дефицита внимания, иногда сопровождаемый гиперактивностью.

Дислексией страдали и многие известные люди, которым это нарушение не помешало в карьере. Так у одной из самых известных британских киноактрис Киры Найтли — врожденная дислексия, которая не помешала актрисе получить всемирное признание.

Источник: https://deti.medicalfirst.ru/tablica-formy-disleksii/

Все о семантической дислексии

Формы дислексии таблица

Дислексия (нарушение чтения) и дисграфия (нарушения письма) являются распространенными нарушениями среди младших школьников.

От физиологических ошибок их отличает стойкость, специфичность, разнообразие нарушений, похожие механизмы их возникновения.

Из-за трудностей в овладении чтением и письмом дети становятся менее общительными, стесняются этой особенности. Существует несколько форм дислексии, отличающихся механизмом появления.

Причины развития нарушения

Причины появления дислексии разнообразны, они связаны с органическим поражением участков головного мозга, отвечающих за овладение навыками чтения и письма. Появление этой дисфункции может быть обусловлено следующими причинами:

  • тяжелое течение беременности;
  • родовые, послеродовые травмы;
  • повреждение центральной нервной системы;
  • генетическая предрасположенность;
  • травмы головы, сотрясение мозга;
  • неправильная речевая среда, в которой растет и воспитывается ребенок;
  • недостаточное функционирование определенных отделов головного мозга.

Дислексия может появиться в результате ОНР (общего недоразвития речи), других речевых нарушений (дизартрии, алалии).

Классификация

Дислексия − это трудности в овладении чтением, обусловленные недостаточной сформированностью высших психических функций. Она проявляется в специфических ошибках, имеющих стойкий характер. В зависимости от того, работа каких отделов головного мозга нарушена, различают несколько форм дислексии.

  • Фонематическая связана с нарушением работы фонематического слуха. Причина ее появления − несформированность звуко-буквенного анализа и синтеза слов.
  • При семантической форме нарушается понимание прочитанного, при этом техническая сторона чтения идеальная.
  • Если недостаточно сформирован грамматический строй, то может появиться аграмматическая дислексия. При этой форме у детей наблюдаются затруднения в усвоении грамматических категорий.
  • Мнестическая форма связана с трудностями в запоминании новых букв и прочитанного.
  • Оптическая дислексия  характеризуется сложностью в усвоении графического образа буквы или цифры. При такой форме нарушения чтения может быть зеркальное письмо.
  • Тактильная форма свойственна слепым детям, проявляется в трудностях усвоения шрифта Брайля.

В зависимости от формы дислексии специалист будет составлять план коррекционной работы и подбирать методики лечения.

Симптоматика

Диагностику данного нарушения проводят в начальной школе, когда симптоматика проявляется наиболее ярко. В дошкольном возрасте можно определить лишь предпосылки для появления дислексии. Когда дети только начинают осваивать чтение и письмо наличие ошибок − естественно, поэтому специалисту трудно определить, носят ли они физиологический характер.

Главный признак − это ошибки в чтении.

Малыш не запоминает буквы, неправильно их произносит, переставляет местами, заменяет на другие, не понимает смысла прочитанного. У него наблюдаются трудности с переводом звуков в буквы, а распознавание знакомых слов происходит медленнее, чем у других детей, наблюдаются трудности в овладении навыком письма.

Кроме речевой симптоматики, у детей с дислексией наблюдаются следующие признаки нарушения:

  • пространственная дезориентация (путает где верх и низ, право и лево);
  • нарушения в координации;
  • нарушена моторная сфера;
  • недостаточно развита память;
  • при высоком уровне интеллекта ребенок с трудом осваивает чтение;
  • нарушения темпо-ритмической стороны речи.

Если вы заметили, что у ребенка имеется большинство перечисленных симптомов или у него в дошкольный период было сложное речевое нарушение, тогда вам стоит обратиться за консультацией к логопеду.

Особенности диагностических мероприятий

Логопед проводит диагностику нарушений процессов чтения и письма у младших школьников. Специалист обязательно обращает внимание на состояние звукопроизношения, сформированность фонематического слуха, звуко-буквенного анализа и синтеза слов. Если у детей имеются нарушения в этих областях, то могут возникнуть трудности при овладении грамотой.

Логопед оценивает состояние моторной сферы: общей, пальчиковой, артикуляционной. Также он смотрит на ориентацию малыша в пространстве, различает ли он стороны.

Для оценки навыков чтения и письма логопед предлагает назвать буквы, написать заглавные, строчные, определить место звука и буквы в слове. Специалист предлагает прочитать слоги, затем речевой материал усложняют.

При этом обязательно спрашивают смысл прочитанного.

Для оценки письма логопед предлагает написать слова под диктовку, списать их с образца, а потом написать самостоятельно. Специалист беседует с родителями, чтобы понять в какой речевой среде воспитывается ребенок. На основе результатов диагностики логопед дает рекомендации родителям и составляет план коррекционной работы.

Особенности семантической формы дислексии

При данной форме дислексии не наблюдаются нарушения звукопроизношения, искажения слоговой структуры и предложений. Но человек совсем не понимает смысла прочитанного. Часто семантическая дислексия наблюдается при слоговом чтении. Из-за того, что малыш делит слово на части, он не воспринимает его как единое целое.

Дети испытывают затруднения в узнавании знакомых слов. Одна из причин семантической дислексии является недостаточная сформированность синтеза, проблемы в объединении слогов в одно составляющее. Дети испытывают трудности при выполнении следующих заданий:

  • соединить звуки вместе, если их произносят с паузами;
  • чтение слов, предложений, выстроенных по слогам.

Ребенок не может воспринимать предложение из-за того, что у него недостаточно сформированы понятия о связи слов во фразах, тексте.

Для него оно находится обособленно, никак не связано с другими словами.

Поэтому основная задача коррекционной работы по преодолению семантической дислексии − это устранение механического чтения, и одновременно сформировать навык звуко-буквенного анализа и синтеза слов.

Особенности коррекционной работы при данной форме дислексии

Во время обучения нужно научить ребенка объединять слоги в одно слово, чтобы потом он смог устанавливать связи с другими словами в предложении, понимать смысл прочитанного. Для каждой формы дислексии имеются специфичные задания, направленные на устранение причин их появления:

  1. Взрослый называет слово по отдельным звукам, делая паузы между ними. Задача ребенка − назвать это слово.
  2. Теперь взрослый произносит слово по слогам, делая паузы между их произнесением больше. Задача ребенка − соединить их вместе.
  3. Дополнить слово недостающими слогами.
  4. Предложить поменять первый слог так, чтобы образовалось новое слово.
  5. Составить из двух слов одно.
  6. Детям дают карточки со слогами, расположенными в хаотичном порядке, предлагают составить из них слово.

Эти упражнения направлены на формирование навыков звуко-буквенного анализа и умения соединять слоги. Кроме этих заданий, предлагайте детям соотносить наименования с показываемыми картинками. Специалист должен сформировать синтаксические связи между словами и основы грамматики.

Поэтому, чтобы ребенок научился читать, понимать прочитанное, включите упражнения, связанные с прочтением предложений и выполнением заданий на соотнесение с подходящими изображениями, поиск соответствующего по смыслу предложения. Нужно попросить рассказать о том, что ребенок прочитал, ответить на вопрос, заданный в тексте.

Важное направление − работа с деформированным текстом. Детям предлагают неправильно составленные предложения. Нужно распределить предложения так, чтобы получился единый рассказ. Это задание формирует навык умения работать не только с небольшими синтаксическими единицами, но и с целыми предложениями.

Эти упражнения помогут школьнику преодолеть трудности слогового чтения и научиться объединять части слов в единое целое, соотносить с предметом или действием. Но какая-то определенная форма дислексии встречается редко, чаще всего имеются симптомы нескольких разновидностей. В коррекционную работу нужно включать задания на устранение этих недостатков.

Примеры упражнений по коррекции дислексии

Если у ребенка имеются нарушения фонематического слуха, то нужно проводить работу по дифференциации смешиваемых звуков. Для этого используют слова-паронимы (отличающиеся одним звуком), взрослый просит показать на нужное. Детям подробно объясняют артикуляцию звука − это важно, потому что в начальной школе ребенок при написании опирается на проговаривание.

Важное направление в коррекции дислексии − это формирование навыков звуко-буквенного анализа и синтеза слова. Ребенка знакомят с понятием «слово» (например, можно обозначить прямоугольной фигурой или другим символом).

Взрослый предлагает составить схему предложения − выложить нужное количество слов. Предлагают задания на составление предложений с определенным количеством составляющих, придумать их в соответствии с сюжетной картинкой.

Отдельное направление − работа с предлогами, которые можно обозначить как «маленькие слова». При составлении предложений добавлять и их.

Также, задача педагога научить детей правильно делить на слоги, переставляя их создавать новые слова, выбирать их в соответствии с заданным количеством слогов. Особое направление − это выделение ударного слога.

При работе с формированием навыков звуко-буквенного анализа обязательно используйте различные схемы, чтобы ребенку было легче усвоить материал.

Профилактические меры

Благодаря тому, что в современной логопедии имеется достаточное количество информации о дислексии с дисграфией, теперь можно предупредить появление нарушение процессов чтения и письма. Цель таких занятий − это помочь детям освоить грамоту. Упражнения следует проводить не в виде уроков, а как дидактические игры:

  1. Игра с карточками, на которых написано слово. Из них составьте предложение и прочитайте его вслух. Взрослый предлагает ребенку составить предложение из карточек на слух самостоятельно.
  2. Ребенку дают написать под диктовку отрывок из сказки или его любимого рассказа.
  3. Это упражнение на развитие фонематического слуха. Ребенку показывают карточки, с обратной стороны которых написаны их названия. Взрослый произносит слово, а ребенок должен самостоятельно найти подходящую картинку.
  4. Составление слов из слогов.

Такие профилактические задания позволят сформировать и уточнить начальные навыки чтения и письма. Предлагайте ребенку задания для улучшения навыков письма, потому что чтение и письмо − взаимосвязаны, поэтому, кроме дислексии, у ребенка будут трудности с письмом − дисграфия.

Когда лучше начинать занятия

Чтобы у ребенка в начальной школе не появилось проблем с чтением и письмом, необходимо провести коррекционную работу по преодолению речевого нарушения.

Если ребенком с дизартрией не занимались, то при овладении грамотой могут возникнуть затруднения.

Если работу по преодолению речевых недостатков стали проводить в школьном возрасте, то нужно одновременно корректировать произношение звуков.

Чем раньше вы начнете заниматься коррекцией дислексии с дисграфией, тем проще учащийся будет усваивать школьную программу. Потому что школьная программа будет усложняться, у ребенка может возникнуть больше ошибок при чтении и письме. К тому же появляется вероятность того, что к взрослому возрасту ошибки во время прочтения, написания слов автоматизируются и устранить их будет сложнее.

Дислексия и дисграфия успешно поддаются коррекции, при условии, что правильно определили форму нарушения. Составляющая успеха ваших занятий − это их систематичность и последовательность, правильно подобранный способ терапии. Интенсивность уроков зависит от индивидуальных особенностей ребенка и форм дисграфии и дислексии.

Источник: https://LogopediaCentr.ru/narushenie-pisma-i-chteniya/vse-o-semanticheskoj-disleksii/

Дислексия

Формы дислексии таблица

Дислекси́я (др.-греч. δυσ- — приставка, означающая нарушение + λέξις — речь) — избирательное нарушение способности к овладению навыком чтения и письма при сохранении общей способности к обучению. Исторически так сложилось, что в западных странах в понятие Дислексия включают все проблемы, связанные с письменной речью:

проблемы с овладением навыком чтения;проблемы с овладением навыка письма;проблемы с грамотностью;проблемы с овладением математикой;проблемы связанные с нарушением моторики и координации.

проблемы с поддержанием внимания;

Отечественная логопедия рассматривает все эти проблемы по-отдельности, не связывая их между собой, как: дислексия, дисграфия, дисорфография, дискалькулия, диспраксия, СДВ(Г).

Существует ещё один вид дислексии. Dyslexia litteris- латынь (дислексия букв). Проявляется при наборе текста. Выявляется как смена местами рядом стоящих букв. Систематически проявление отследить невозможно, появляется только в словах, состоящих из более чем четырёх букв.
Диагностика дислексии

Человека с дислексией (дислексика) легко опознать среди других, потому что симптомы дислексии ярко проявляются в его поведении и манере реагирования на, казалось бы, обычные ситуации повседневной жизни.

Рекомендуем прочитать:

Источник: https://logopedkin.ru/disleksiya/

Дислексия – Медицинский справочник

Формы дислексии таблица
Дислексия

Дислексия – парциальное расстройство навыков чтения, вызванное недостаточной сформированностью (либо распадом) психических функций, участвующих в осуществлении процесса чтения.

Основными признаками дислексии являются стойкость, типичность и повторяемость ошибок при чтении (смешения и замены звуков, побуквенное чтение, искажение слоговой структуры слова, аграмматизмы, нарушение осмысления прочитанного). Диагностика дислексии предполагает оценку уровня сформированности устной речи, письма, чтения, неречевых функций.

Для преодоления дислексии необходимо развитие нарушенных сторон устной речи (звукопроизношения, фонематических процессов, словаря, грамматического строя, связной речи) и неречевых процессов.

Дислексия

Дислексия – специфические затруднения в овладении навыками чтения, обусловленные недоразвитием ВПФ, принимающих участие в реализации процесса чтения. Распространенность дислексии среди детей с нормальным интеллектом составляет 4,8%. Дети с тяжелыми нарушениями речи и ЗПР страдают дислексией в 20-50% случаев. Соотношение частоты случаев дислексии у мальчиков и девочек – 4,5:1.

По степени тяжести нарушения процесса чтения в логопедии принято различать дислексию (частичное расстройство навыка) и алексию (полную невозможность овладеть навыком или его утрату). Дислексия (алексия) может наблюдаться изолированно, однако чаще она сопутствует другому нарушению письменной речи – дисграфии.

Причины дислексии

В зарубежной литературе широко распространена теория наследственной предрасположенности к нарушениям письма и чтения – дисграфии и дислексии у лиц с правополушарным типом мышления. Некоторые авторы указывают на связь дислексии и дисграфии с явным и латентным левшеством.

Большинство исследователей, изучающих проблему дислексии у детей, отмечает наличие в анамнезе воздействия патологических биологических факторов, вызывающих минимальную мозговую дисфункцию.

Перинатальное повреждение головного мозга может носить гипоксический характер (при неправильной имплантации плодного яйца, анемии и пороке сердца у матери, врожденных пороках сердца плода, фетоплацентарной недостаточности, аномалиях развития пуповины, преждевременной отслойке плаценты, затяжных родах, асфиксии в родах и т. д.).

Токсическое поражение ЦНС наблюдается при алкогольной и медикаментозной интоксикации, гемолитической болезни плода, ядерной желтухе новорожденных. Причинами инфекционного поражения головного мозга ребенка во внутриутробном периоде могут выступать заболевания беременной краснухой, корью, герпесом, ветряной оспой, гриппом и т. д.

Механические повреждения связаны с плодоизгоняющими манипуляциями, узким тазом роженицы, затяжными родами, внутричерепными кровоизлияниями.

В постнатальном периоде задержку созревания и функционирования структур коры головного мозга, приводящих к дислексии, может вызывать черепно-мозговая травма, нейроинфекции, цепочка детских инфекций (краснуха, корь, ветряная оспа, полиомиелит и др.

), истощающие заболевания. Дислексия (алексия) при алалии, дизартрии, афазии связана с органическим поражением определенных зон головного мозга. Дислексия часто встречается у детей с ЗПР, тяжелыми речевыми нарушениями, ДЦП, умственной отсталостью.

В числе социальных факторов дислексии наибольшее значение играют дефицит речевого общения, синдром «госпитализма», педагогическая запущенность, неблагоприятное речевое окружение, билингвизм, раннее начало обучения грамоте и высокий темп обучения. Ведущей предпосылкой дислексии у детей является несформированность устной речи — ФФН или ОНР.

Механизмы дислексии

В контроле и реализации чтения, как психофизиологического процесса, участвуют зрительный, речедвигательный и речеслуховой анализаторы.

Процесс чтения включает этапы зрительного восприятия, узнавания и различения букв; соотнесение их с соответствующими звуками; слияния звуков в слоги; объединения слогов в слово, а слов в предложение; понимание, осознание прочитанного.

Нарушение последовательности и единства этих процессов и составляет суть дислексии с точки зрения психолингвистики.

В психологическом аспекте механизм дислексии рассматривается с точки зрения парциальной задержки развития психических функций, в норме обеспечивающих процесс чтения.

При дислексии отмечается несформированность зрительного гнозиса, пространственных ориентировок, мнестических процессов, фонематического восприятия, лексико-грамматичского строя речи, зрительно-моторной или слухо-моторной координации, а также внимания и эмоционально-волевой сферы.

Классификация дислексии

По ведущим проявлениям различают литеральную (связанную с трудностями усвоения отдельных букв) и вербальную (связанную с трудностями прочтения слов) дислексию.

В соответствии с нарушенными механизмами принято выделять следующие формы нарушения чтения:

  • Фонематическую дислексию (вследствие недоразвития фонематического восприятия, анализа и синтеза)
  • Семантическую дислексию (вследствие несформированности слогового синтеза, бедности словаря, непонимания синтаксических связей в структуре предложения).
  • Аграмматическую дислексию (вследствие недоразвития грамматического строя речи, морфологических и функциональных обобщений)
  • Мнестическую дислексию (вследствие нарушения речевой памяти, затруднения соотнесения буквы и звука)
  • Оптическую дислексию (вследствие неcформированности зрительно-пространственных представлений)
  • Тактильную дислексию (вследствие нечеткости тактильного восприятия у слабовидящих).

Т. о., фонематическая, семантическая и аграмматическая дислексии связаны с несформированностью речевых функций, а мнестическая, оптическая и тактильная дислексии – с несформированностью психических функций.

Симптомы дислексии

В устной речи у детей с дислексией отмечаются дефекты звукопроизношения, бедность словарного запаса, неточность понимания и употребления слов. Речь детей с дислексией отличается неправильным грамматическим оформлением, отсутствием развернутых предложений, несвязностью.

При фонематической дислексии на первый план выступают замены и смешения между собой звуков, сходных по артикуляторным или акустическим признакам (звонких-глухих, свистящих-шипящих и т. д.). В других случаях отмечается побуквенное чтение, искажения звуко-слоговой структуры слова (добавления, пропуски, перестановки звуков и слогов).

Семантическую дислексию также называют «механическим чтением», поскольку при этой форме нарушается понимание прочитанного слова, фразы, текста при правильной технике чтения. Нарушение понимания читаемого может возникать как при послоговом, так и при синтетическом чтении.

В случае аграмматической дислексии отмечается неправильное прочтение падежных окончаний существительных и прилагательных, форм и времен глаголов, нарушение согласования частей речи в числе, роде и падеже и др. Аграмматизмы при чтении соответствуют таковым в устной речи и на письме.

При мнестической дислексии нарушается ассоциация между зрительной формой буквы, и ее произносительным и акустическим образом.

То есть ребенок не запоминает буквы, что проявляется в их смешении и заменах при чтении.

При обследовании слухоречевой памяти у ребенка с мнестической дислексией выявляется невозможность воспроизведения ряда из 3-5 звуков или слов, нарушение порядка их следования, сокращение количества, элизии.

Оптическая дислексия проявляется смешением и заменами букв, сходных графически и различающихся лишь отдельными элементами или пространственным расположением (б-д, з-в, л-д). При оптической дислексии может отмечаться соскальзывание с одной строчки на другую при чтении. К оптической дислексии относятся также случаи зеркального чтения, осуществляемого справа налево.

Тактильная дислексия свойственна незрячим людям. Проявляется смешением тактильно схожих букв (близких по количеству или расположению точек) при чтении азбуки Брайля. В процессе чтения у ребенка с тактильной дислексией также может наблюдаться соскальзывание со строк, пропуски букв и слов, искажение смысла прочитанного, хаотичность движений пальцев рук и т. д.

Диагностика дислексии

Логопедическое обследование при дислексии складывается из характеристики уровня сформированности устной речи, письма, чтения, неречевых процессов. На предварительном этапе логопед изучает анамнез жизни и развития ребенка, особенности формирования речи, состояние артикуляционного аппарата, речевой и ручной моторики; выясняет успеваемость ученика по русскому языку.

Диагностика устной речи при дислексии включает оценку звукопроизношения, фонематического развития, сформированности слоговой структуры слова, лексико-грамматических средств языка, связной речи. Диагностика письменной речи предполагает выполнение заданий на списывание текстов, письмо на слух, самостоятельное письмо.

При обследовании чтения вслух и про себя оцениваются темп и правильность чтения, способ чтения, понимание текста, специфические ошибки.

Важной составляющей логопедического обследования при дислексии служит выяснение уровня сформированности зрительного гнозиса, мнезиса, анализа и синтеза; оптико-пространственных ориентировок.

По показаниям диагностическое обследование речи дополняется медицинским блоком диагностики, который может включать консультацию детского невролога с выполнением ЭЭГ, ЭхоЭГ; консультацию детского офтальмолога с проведением офтальмологических тестов.

Коррекция дислексии

Традиционная система логопедических занятий по коррекции дислексии предполагает работу над всеми нарушенными сторонами устной речи и неречевыми процессами.

Так, при фонематической дислексии основное внимание уделяется коррекции дефектов звукопроизношения, развитию полноценных фонематических процессов, формированию представлений о звуко-буквенном и звуко-слоговом составе слова.

Наличие семантической дислексии требует развития слогового синтеза, уточнения и обогащения словаря, усвоения ребенком грамматических норм языка. В случае аграмматической дислексии необходимо формировать у ребенка грамматические системы словообразования и словоизменения.

Мнестическая дислексия требует развития слухоречевой и речезрительной памяти. При оптической дислексии ведется работа по развитию зрительно-пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза; при тактильной дислексии – над дифференциацией тактильно воспринимаемых предметов и схем, развитием пространственных представлений.

Нестандартный подход к коррекции дислексии предлагает методика Рональда Д. Дейвиса, предполагающая придание печатным словам и символам мысленного образного выражения, с помощью которых устраняются пробелы в восприятии.

Прогноз и профилактика дислексии

Несмотря на то, что дислексия сегодня часто характеризуется как «проблема гениев», которой в свое время страдали многие знаменитые личности (Г. Христиан Андерсен, Леонардо да Винчи, Альберт Эйнштейн и др.), она нуждается в целенаправленной коррекции.

От этого завит успешность обучения ребенка в школе и ВУЗе, степень его личностной самооценки, взаимоотношения со сверстниками и преподавателями, уровень притязаний и успешность в достижении целей.

Результат будет тем эффективнее, чем раньше начата работа по преодолению недостатков устной и письменной речи.

Профилактику дислексии нужно начинать в дошкольном возрасте, развивая у детей зрительно-пространственные функции, память, внимание, аналитико-синтетическую деятельность, мелкую моторику.

Важную роль играет преодоление нарушений звукопроизношения, формирование лексико-грамматического строя речи.

Необходимо своевременное выявление детей с нарушениями речи, и проведение логопедических занятий по коррекции ФФН и коррекции ОНР, подготовке к освоению грамоты.

Источник: https://mukpomup.ru/%D0%B4%D0%B8%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B8%D1%8F/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.